Любовь Гирняк
НОД по ознакомлению с природой «Насекомые» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Расширить представление детей о жизни насекомых;
2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Публикация «НОД по ознакомлению с природой „Насекомые“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, разрезные части насекомых
Ход работы:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, родная земля!
Здравствуйте, мои друзья!
- Ребята, посмотрите, куда мы попали? Мы на лесной полянке. (подходим к столу, накрытым зеленой тканью и украшенным цветами)
- Посмотрите, сколько на ней цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.
- Ой, а что это такое лежит на полянке? Это конверт с письмом. Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.
«Дорогие, ребята!
Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.
Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.
Жители полянки.»
- Ребята, хотите узнать, кого мы будем спасать из беды? (да)
(выкладываю на стол макеты угаданных насекомых)
Этот маленький скрипач,
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка)
- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.
- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)
- Давайте посмотрим, кого мы называем насекомыми. У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, усики, 6 лапок. (несколько ребят берут макет насекомого и рассказывают, показывая части тела насекомого)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Ребята, чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний»
1. Заяц, шмель, еж, лиса
2. пчела, муха, енот, стрекоза
3. лягушка, комар, жук, бабочка
4. кузнечик, мотылек, шмель, воробей
5. майский жук, муха, белка, оса
6. дятел, муравей, пчела, шмель
- Как вы думаете, где живут насекомые? (У водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это мухи, комары, муравьи)
- А где живут некоторые из них? (муравьи в муравейнике, пчелы – в ульях, осы строят дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего 2 недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Игра «Волшебные цветки»
- У меня есть необычные цветки, но от него остались только серединки с «домиком», а лепестки улетели – нужно собрать лепесточки, на которых сидят живущие в нем насекомые.
(Предлагаю серединки с муравейником, ульем, осиным гнездо и лепестки с разными насекомыми)
- А теперь чуть-чуть отдохнем.
Физминутка.
Ах как страшно на лужайке (Дети приседают на корточки).
Нашей бабочке.
Кружит над ней стрекоза (Дети кружатся и машут руками).
И глядит во все глаза
И пчела громко прожужжала (Дети жужжат).
У нее есть жало
И жуки кругом ползут (Дети прыгают ноги на ногу).
Травку сочную грызут!
- Как насекомые спасаются от зимних холодов? (они прячутся в коре деревьев, в куче сухих листьев, всю зиму они спят)
- Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые? (листиками, нектаром)
- Кто из них вреден человеку (те, которые портят растения, переносят болезни, кусают)
- А кто полезен для человека? (уничтожают вредителей, собирают мед)
- Вредные они или полезные, мы не должны их обижать и уничтожать. В природе все взаимосвязано. Представьте себе, что бы было, если бы не стало комаров, исчезли бы стрижи и ласточки, потому что они питаются комарами. Каждое насекомое занимает свое место в природе.
( Показ запрещающих знаков: нельзя ловить бабочек, нельзя разорять муравейники, собирать цветы и т. д.)
Игра «Кто что делает?»
Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)
Пищат? (комар)
Стрекочут? (кузнечики, сверчки)
Какой звук издает бабочка? (никакой)
- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка откладывает много яиц, часть из них склевывают птицы, часть – унесут муравьи, а какая-то часть уцелеет. Из них то и появятся гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка. (показываю схему развития бабочки)
- Ноги и тело бабочек, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.
- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? - Я предлагаю провести эксперимент и убедиться?
Экспериментальная деятельность
- У меня есть волшебные рукавички, надев которые можно превратиться в бабочек. - У меня 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички. - Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка? - Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.
Гимнастика для глаз
На полянку жук влетел
Зажужжал и запел – жжжжж
Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо)
Вот он влево полетел (смотрят влево)
Жук, вот правая ладошка (правую руку вперед)
Жук, вот левая ладошка (левую руку вперед)
Жук наверх полетел
И на веточку присел
На носочки мы привстали
Но жука мы не достали
Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп
Чтобы улететь он смог: жжжжж.
Коллективный коллаж.
- Какие части от других насекомых мы возьмем? Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы. Вот какое сказочное животное у нас получилось.
Рефлексия:
- Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: "Трудолюбив, как пчела”. "Назойлива, как муха”.