Ирина Дубышкина
НОД по ознакомлению с предметным окружением в подготовительной группе «Путешествие в прошлое счетных устройств»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению дошкольников с предметным окружением
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Автор составитель: Дубышкина Ирина Анатольевна
Цель: познакомить детей с историей счетных устройств; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
Программные задачи:
Публикация «НОД по ознакомлению с предметным окружением в подготовительной группе „Путешествие в прошлое счетных устройств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Образовательные: углубить и систематизировать знания детей о прошлом и настоящем счетных устройств; познакомить с процессом их преобразования человеком; формировать элементарных представления детей об исследовательской деятельности человека и её результатах; обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать познавательные способности (воображение, мышление, память); развивать внимание, зрительное восприятие, способствовать активизации познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность; уважительное отношение к говорящим педагогу и детям; умение слушать друг друга; работать сообща, в подгруппах.
Материалы и оборудование: телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Счётные устройства», картинки с изображением счётных устройств, пальцы рук, узелки, дощечки с зарубками, абак, счёты, регистратор, арифмометр, табулятор, калькулятор, компьютер.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия
Воспитатель держит в руках калькулятор, производит вычисления.
- Как вы думаете, что я делаю? (считаете)
- Ребята, а на чем я считаю? (считаете на калькуляторе)
-Что это за предмет такой? (это счетное устройство)
- Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)
- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?
- Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.
II. Основная часть.
1. Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств.
- Присаживайтесь поудобнее и слушайте.
Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)
История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №2) Пальцы и были самым первым счетным устройством.
- Давайте попробуем посчитать, используя пальцевый счёт.
- Удобно считать? Почему нет?
- Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.
Когда для счета перестало хватать пальцев на руках. Люди стали использовать каменные палочки, узелки. (Слайд №3)
Считать приходилось много, и возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, то есть счетных устройств.
Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. до н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд № 4) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.
Древнегреческий абак (Слайд 5). Китайский абакус (Слайд6).
Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра. (Слайд № 8).
С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди (ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Французский математик Блэз Паскаль изобрел первое счетное устройство - счетчик – регистратор (Слайд №9).
После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр, который позволил считать быстрее и притом большие числа. (Слайд № 10)
Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор (первая электромеханическая счетная машина) (Слайд №11) .
А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.
Что-то бабушкины счёты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый (калькулятор)
Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд № 12) (римское calculi – камешки вычислять, который работал сначала от розетки, затем от батареек.
Считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде - компьютер (англ. Computer – считаю). (Слайд №13)
Загадка:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же (компьютер).
Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.
– Что можно делать с помощью компьютера?
– Чем компьютер отличается от калькулятора?
– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера.
(Слайд 14)
Отгадайте загадки:
1. На столе стоит сундук,
В сундуке окошко.
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко
(монитор)
2. На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Догадайтесь, мальчики
Как здесь тыкать пальчиком?
(клавиатура)
3. По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(компьютерная мышь)
4. Если что – то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь –
Ничего не сможет петь.
(колонки, акустическая система)
5. То – то радость, то – то смех,
На бумаге без огрех,
Из какой коробки лезет,
Текст на удивленье всех?
(принтер)
Физкультминутка.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
III. Практическая часть.
Дидактическая игра «Что было, что будет».
Предложить детям разделиться на подгруппы и выложить на столе счетные устройства в правильном порядке от прошлого до настоящего. (Пальцы рук, узелки, дощечки с зарубками, абак, счёты, регистратор, арифмометр, табулятор, калькулятор, компьютер).
Ребятам выдаются картинки с изображениями, побеждает та команда, которая первая справиться. (Слайд 15)
Рефлексия.
- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)
- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)
- Какие счетные устройства вы еще запомнили?
- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?
- В какой технике можно встретить счётные устройства (телефон, планшет, касса, компьютер).(Слайд 16).