Ирина Рацько
НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Приключения Муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
«Приключение Муравьишки».
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Поэтому перед нами, педагогами встает задача- формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Приключения Муравьишки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Из практики своей работы я вижу, что интерес у детей к данной теме большой, потому что насекомые постоянно вокруг нас. Дети фактически часто играют насекомыми, ловят их, наблюдают за ними. Маленькие дети обычно любят разную живность, но став постарше, могут проявить жестокость: оторвать крылышки и др. Поэтому мною было разработано и проведено с детьми данное занятие.
Возраст детей: подготовительная группа.
Образовательная область: «Познание».
Направление- познавательно-речевое, экологическое.
Составлено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учетом требований ФГТ.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,
«Художественная литература», «Труд», «Художественное творчество»,
«Безопасность», «Здоровье»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная,
двигательная, продуктивная.
Форма проведения занятия: игра- путешествие.
Детям нравится такая форма проведения занятия. Она позволяет показать детям особенности
жизни насекомых в природном сообществе.
Принципы (дидактические и общепедагогические) :
- принцип непрерывности (образовательная деятельность построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей);
-принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
-принцип психологической комфортности (проявляется в доброжелательности между всеми участниками игры- путешествия).
Программное содержание.
Задачи на развитие познавательных способностей :
-Расширить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле,
вокруг озера);
-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей
групп насекомых по ярким признакам: величине, окраске, своеобразию отдельных
частей тела;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать умение сравнивать по величине, окраске, своеобразию отдельных
частей тела, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи на развитие связной речи:
- способствовать формированию связной речи, правильному использованию грамматических форм, эмоциональности;
- развитие у детей сообразительности, фантазии в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач;
- формирование умения выслушивать товарищей при обсуждении проблемной ситуации.
Материалы и оборудование: альбом «Насекомые», модель муравья, схема строения туловища муравья, аудиозапись «Голоса обитателей леса», картинки из серии «Насекомые», Игрушки (паук, жук, муравей). Игра «Чудесные вещи. Разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки в плетенными в них палочками, перьями, бумажками,»сеть»-паутинка, набор палочек (спичек, веточек) для изготовления муравейника, листочки бумаги с нарисованными трафаретами насекомых.
ИКТ, видеоролики, презентации «Насекомые», «Правила поведения в лесу».
Предварительная работа:
чтение художественных произведений В. Бианки «Путешествие Муравьишки» и Н. Романовой «Муравей Красная Точка», из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук» : игра с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» (смотри приложение («Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2004, стр. 85). Наблюдение за насекомыми в летне-осенний период на прогулках. Аппликация. Лепка из соленого теста насекомых.
Методы и приемы, используемые в образовательной деятельности:
- наглядный метод (мультимедийные презентации, картины с изображением насекомых,
- наглядно-практический метод (творческие упражнения, моделирование ситуации,
- Словесный метод (беседы с детьми, рассказ воспитателя о насекомых, рассказ-сопровождение для презентации, загадывание загадок);
-Прием эмоциональной заинтересованности (игра-путешествие, сюрпризный момент);
-игровой прием (дидактические игры)
- Использование проблемной ситуации.
Ожидаемый результат :
- Сформированность бережного отношения к природе.
- Расширенный кругозор.
Ход организованной деятельности.
Вводная беседа.
Воспитатель. Дети, однажды я гуляла по лесу и увидела большой муравейник.
(Показ презентации - слайд 2.)
Я стала наблюдать за муравьями, Они очень усердно трудились. Один из муравьев мне понравился больше всех. Как только я решила с ним познакомиться- поднялся сильный ветер, подхватил муравья и куда-то унес.
Я была очень опечалена.
А вы хотите посмотреть, каким он был?
Для этого нам нужно собрать картинку с изображением муравья.
(приложение, фото 1)
Дидактическая игра «Собери картинку муравья из частей»
Цель : Учить детей собирать целое из частей.
Основная часть.
1. Воспитатель. -Хотелось бы вам вернуть муравьишку домой?
(положительный ответ детей)
Дети. - Давайте ему поможем найти дорогу.
Воспитатель. – В таком случае нам необходимо попасть в лес. Для этого произнесем волшебные слова.
(Дети встают в круг, берутся за руки, произносят «волшебные слова»)
«Круг волшебный повернись и в лесочке очутись»
2. Воспитатель. - Вот мы с вами и очутились на лесной полянке.
Что же здесь произошло?
(по всей «поляне» разбросан мусор)
Воспитатель. –Дети, почему так много мусора? Как вы думаете, кто его оставил?
(Высказывания детей. Приходят к выводу, что мусор оставили туристы после отдыха)
- Правильно ли поступили отдыхающие?-
-Какой вред это может нанести мусор природе?
Воспитатель. Лес- это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище –гости. А как следует вести себя в гостях?
(Ответы детей)
Воспитатель. Совершенно верно, мы должны вести себя аккуратно!
Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.
3. Давайте запомним правила поведения в лесу.
(Показ мультимедийной презентации «Правила поведения в лесу»)
Слайд 3.
1. Нельзя разводить костер в лесу.
Почему?
Слайд4.
2. Нельзя разорять гнезда птиц.
Почему?
Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами?
Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
Слайд5.
3. Нельзя разорять муравейники.
Вспомнить, какие муравьи маленькие.
- Представьте себе, как они видят вас.
Вы для них- великаны. Не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно трудятся. Вот такой величины может достать их дом- муравейник
(указать рукой, до половины человеческого роста).
Муравьев считают санитарами леса.
Почему?
Слай 6.
4. Нельзя обижать насекомых и животных.
Почему?
Слайд7.
5. Нельзя шуметь в лесу.
Почему? Как воспринимают музыку животные?
Слайд8.
6. Нельзя после себя оставлять в лесу мусор.
Почему?
Что случится, если все будут в лесу мусорить? Как отнесутся к этому звери?
Слайд9.
7. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов, рвать траву, цветы и ягодные кустарники с корнями?
Почему они снова могут не вырасти?
Слайд9.
8. Нельзя растаптывать и ломать ядовитые грибы.
Почему?
Чем служат они для животных?
Слайд 10
Какой вред это может нанести мусор природе?
(Воспитатель предлагает очистить «поляну» от мусора.
Беседа с детьми о поведении детей на природе.
(высказывания детей из личного опыта)
Давайте полюбуемся красоте природы, послушаем пение птиц.
(Фонограмма с пением птиц, жужжанием насекомых)
Воспитатель Как красиво стало на поляне, снова распустились цветы.
(воспитатель раскладывает красивые цветы из картона) А запах какой чудесный!
Слайд 11.
5. Релаксация.
Дидактическая игра «Лесные звуки»
Закрыть глаза. Постараться уловить как можно больше звуков, назвать, чьи они.
(дятла, сороки, пение птиц, стрекот кузнечика и т. д.)
(фонограмма на презентации)
6. Беседа. «Какие насекомые живут на нашей поляне»
Воспитатель предлагает отгадать загадки.
(Показ мультимедийной презентации «Насекомые»)
Загадывание загадок.
• Шевелились у цветка все 4 лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка) (слайд 12)
• Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей) (слайд13)
• Сок цветов душистый пьет.
Дарит нам и воск и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее ….(пчела) (слайд14)
• Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь.
А жужжу, когда тружусь. (жук) (слайд15)
• У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза.
Называем ее …. (стрекоза) (слайд 16)
• Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (божья коровка) (слайд 17)
• Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Сядет, молчит,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (комар) (слайд 18)
Воспитатель предлагает еще раз назвать всех насекомых, которые «живут на нашей «поляне».
7. Пальчиковая игра.
На полянке я сижу, во все стороны гляжу (сидят на коврике, опираясь на руки. Поворачивают голову сначала налево, затем, направо).
Сколько насекомых здесь (руки через верх разводят в стороны)
Всех, пожалуй и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
Это бабочка-краса,
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья-егоза (поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого, на двух руках одновременно.)
Все спешат, все трудятся,
А она красуется. (поочередно ударяют кулаками и ладонями)
8. Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель: Способствовать закреплению у детей названий насекомых.
Развитие зрительной памяти.
9. Воспитатель. Как вы думаете, почему их всех называют насекомыми?
(высказывание детей)
Воспитатель.
На Земле великое множество насекомых. (один миллион пятьсот тысяч видов).
На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. (показ модели брюшка насекомого)
Вот отсюда и название - насекомые, от слова «насекать» У насекомого 3 части тела и 6 ног.
(рассматривание схемы насекомого)
(слайд 19)
(слайд 20) - Насекомые – «обжоры». Они едят все: большая их часть поедает зеленые листья, стебли и побеги растений.
(слайд 21) -Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Прилетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов.
(слайд22) -Есть в природе и насекомые –хищники, которые питаются другими насекомыми или их личинками.
-быстрокрылая стрекоза,
-симпатичная божья коровка,
-зеленый кузнечик- хищные насекомые.
(слайд 23) -В природе у насекомых немало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди зеленых стеблей травы.
(слайд 24) -Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов.
Гусеницы бабочек часто напоминают обломки веточек и сучков.
Насекомые бывают совсем маленькие- величиной с точку и большие – жук-геркулес. Он длиной с маленького котенка.
Одни летают, другие ползают или прыгают.
Физкультминутка.
Давайте представим, что мы с вами насекомые.
Превращаемся в бабочек, (все дети летают, как бабочки)
…в кузнечиков (все прыгают, как кузнечики)
… побегаем, как муравьи,
… полетаем, как жуки, «Произносим «ж-ж-ж-ж»
… пчелки «Пчелки летают, медок собирают! «З-з-з».
Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми.
Дидактическая игра «Дополни выражение»
Цель: учить детей подбирать слова близкие по значению
«Трудолюбивый, как.» (пчела, муравей)
«Назойливый, как…. (муха, комар)
Дидактическая игра «Подбери нужное слово»
Цель: учить детей подбирать слова, близкие по значению и смыслу.
Подберите слово, которое подходит муравью, пчеле, шмелю, кузнечику…. И объясните, почему вы так думаете.
Словарь: муравейник, зеленый, пархает, мед, красная спинка, надоедливая, мохнатый, паутина, соты, «чемпион по прыжкам…»
Фонограмма с тревожным гомоном птиц.
Воспитатель - Что бы это значило?
Птицы сообщают нам, что наш муравей, которого мы ищем, попал в беду.
Он запутался в паутинной сети. Поспешим к нему на помощь.
(подходят к паутине). Дети помогают осторожно высвободить муравья.
Но как же теперь найти дом муравья? В каком направлении нам идти?
А давайте спросим жука с красной спинкой, который «пролетает» мимо.
(Имитация летящего жука)
Дети. Жук, скажи, где нам найти муравейник?
«Жук» Я вам помогу, если вы ответите на все мои вопросы:
Дидактическая игра : «Чем похожи и чем отличаются?»
(С показом презентации).
Цель: учить находить сходство между понятиями»
(Слайд 25).
• Муравей и панелевоз
(Слайд 26).
• Стрекоза и вертолет
(Слайд 27)
• Бабочка и цветок (бантик)
(Слайд 27)
• Паук и ткач
(Слайд 28).
• Жук и трактор.
Воспитатель - Молодцы. Все правильно ответили.
«Жук» показывает направление, куда им идти.
(Слайд 29.) Дети возвращаются муравья домой в изготовленную модель муравейника.
Он дарит детям портреты (контуры на листе бумаги) своих друзей насекомых. Предлагает раскрасить их дома.
Рефлексия занятия
Беседа «Хорошо-плохо».
Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Хорошо или плохо быть насекомым?»
-Почему вы так думаете?
-Представьте себе, что в один миг исчезнут все насекомые. Что произойдет?
(Исчезнут растения, погибнут животные, птицы: одни не могут существовать без других.)
(Слайд 30)
Вывод.
Насекомые –это часть природы, а природу нужно беречь, любить и охранять!