татьяна егорова
НОД по ознакомлению детей с русской народной избой для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теремок
(Знакомство с русской избой)
Цель: Знакомство детей с избой и бытом русских людей.
Задачи: Познакомить детей с русской избой.
Расширить представления о русской избе, как памятнике русского деревянного зодчества, сформировать интерес к народной культуре.
Публикация «НОД по ознакомлению детей с русской народной избой для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать художественно- творческие способности детей в изображении изб.
Ход: Домовенок встречает гостей (детей) –читает им сказку «Теремок»
Воспитатель: Ребята, Домовенок хочет вам показать иллюстрации и просит вас сказать, как называются эти сооружения. (Изображения изб)
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала русские мастера строили жилища? (Из дерева)
Воспитатель: Правильно, избы рубили из дерева. Их никогда не красили и ничем не обшивали. Натуральный цвет бревна в пасмурный день был серебряным, а в солнечный-светился теплым медовым цветом.
«Семья сильна, когда над ней крыша одна», - так считали наши предки.
Воспитатель: А как вы думаете, а что такое дом для человека? (ответы детей)
Человек, чувствуя себя незащищенным от стихий, стремился делать свой дом спокойным и уютным. Ставил свою избу прочно, основательно и чтобы всякий, кто смотрел на нее, радовался.
Заранее рубились сосновые бревна, сушились и из сухих бревен делали сруб. Клали бревно на бревно, соединяя их. Основным инструментом был топор, даже гвозди не использовали. (показ иллюстраций)
Воспитатель: У каждой избы свое лицо. Не было похожих изб в деревне, так как каждая украшалась с особой выдумкой. Первым делом расписывали дверь, на которой изображали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Декоративная роспись избы не только украшала, но и охраняла дом. Изображенные образы являлись знаками- оберегами. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на крышу дома, чем она украшена? (Показ иллюстраций) Для чего русский человек сажал конька на крышу дома? Образ коня на крыше – солнечный знак, под защитой которого находится дом и живущая в нем семья. Конек защищал дом от непогоды, напасти, злых духов.
Многие деревянные строения и по сей день стоят, являясь памятниками русского деревянного зодчества. (Показ иллюстраций памятников зодчества вашего города)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже дом построим. Приготовьте ручки.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат
(Кулачками стучим друг о друга)
Вот с такою крышей
(Руки над головой)
Вот с такими стенами
(Ладошки около щечек)
Вот с такими окнами
(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью
(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком
(Руки сцепить в замок)
А замок не открывается,
повертели,
покрутили,
постучали
и открыли
(Расцепить руки)
Воспитатель: Ребята, а какую сказку мы с вами читали? («Теремок»). Домовенок расстроился, что медведь сломал домик. Давайте мы с вами придумаем и нарисуем домик для героев из сказки «Теремок». В центре композиции нарисуйте русскую избу в окружении природы. Используйте для украшения избы волнистые и прямые линии, точки, кольца. Не забудьте о том, что украшения – это знаки –обереги.
Дети рисуют изы и затем оформляется выставка работ.