Нелли Корабельникова
НОД по основам обучения грамоте «Слово» (подготовительная группа, 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Помочь детям осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков;
Учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах.
Оборудование: Звуковые схемы для каждого ребёнка, картинки с изображением птиц и животных.
Словарная работа : ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, ЗВУКОВЫЕ СХЕМЫ.
Ход занятия.
1. Дидактическое упражнение «Угадай-ка».
Цель: Вспомнить звуки окружающего мира, упражнять в обозначении их с помощью звуков человеческой речи.
-Как завывает ветер? (У-у-у).
Публикация «НОД по основам обучения грамоте „Слово“ (подготовительная группа, 6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-Как ветер шумит в листве деревьев? (Ш-ш-ш).
-Как капает дождик? (Кап-кап-кап).
-Как тикают часы? (Тик-так).
-Попробуйте привести примеры звукоподражаний.
-Звуки, которые воспроизводят звуки окружающего мира, называются звукоподражаниями.
2. Игровая ситуация «Секреты слов».
А. - Вы любите открывать тайны, узнавать секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слов. Итак, начнём. Послушайте, как звучат слова, которые мы произносим:
Скажи погромче Скажи потише:
Слово «гром». «Шесть мышат».
Грохочет слово, И сразу мыши
Словно гром. Зашуршат.
- Почему грохочет слово гром и шуршит слово мыши? (В словах есть такие «грохочущие» и «шуршащие» звуки, как р и ш). Какие звуки живут в этих словах? (Дети выделяют звуки в словах гром и мыши с помощью интонационного проговаривания, делают вывод, что слова состоят из разных звуков.)
В. –Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? А можно заменять один звук на другой? Давайте проверим.
Замените в слове гром звук р на звук н. Что получилось? (Гном – новое слово).
Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, так как меняются значения слов.
3. Игровое упражнение «Звуки заблудились».
А. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:
Миши дров не напили, Мы собрали васильки.
Печку кепками топил. (щепками) На головах у нас щенки (венки).
- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным. Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте).
Б. –Ребята, послушайте, я называю птиц: аис., воро, ….ница, …кушка. (воспитатель не произносит звуки в конце и начале слов.) вы каких знаете птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах). Какие звуки куда надо поставить, чтобы получились названия птиц? 9Дети делают вывод о том, что слова есть начало и конец).
В. –Слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – короткие слова, в них мало звуков; электричество, муравейник – длинные слова, в них много звуков.
-Давайте поиграем в игру «Длинное-короткое» и упражняемся в умении на слух определять длинные и короткие слова (в сравнении друг с другом).
Примечание. Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.
4. Звуковые бусы. Знакомство и работа со схемой.
А. Воспитатель раздаёт волшебные звуковые бусы, которые помогут детям научиться слышать каждый звук в слове. Звуковые бусы представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на нитку бусинки). Каждая бусинка – это условное обозначение звука. Каждый ребёнок получает по три звуковые схемы для слов из трёх, четырёх и пяти звуков.
Б. Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры, котик, носик, репка).
Выводы:
Слово состоит из различных звуков, имеет начало, конец;
Звуки выстраиваются в определённом порядке (следуют один за другим);
Их нельзя пропускать и заменять на другие звуки.