Надежда Панасюк
НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ «Приключения в Африке» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуках и букве "Л".
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение детей давать характеристику звуков;
- закрепить связь звуков "л" - "ль" со зрительным образом буквы "Л";
-учить определять место звука в слове;
- чтение слогов "Л"+ гласные "
- упражнять детей в подборе антонимов со звуком «Л»;
- закрепить знания детей о животных жарких стран.
- способствовать усвоению детьми конкретных сведений о животных. Формировать экологические знания
Публикация «НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ „Приключения в Африке“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
- развивать фонематическое и зрительное восприятие, внимание, анализ и синтез;
- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику, лепку буквы «Л»;
- развивать самоконтроль, самооценку.
Воспитательные:
-формировать положительное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать навыки сотрудничества;
- прививать любовь к животным.
Оборудование:
Письмо от Айболита, бутылочка "лекарство "Добрячок", картинный материал (раздаточный, фишки, условные обозначения звуков, пластилин, посылка, карточки со словами, лодка с буквой "Л", мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сядет тот, кто назовёт животных, которые живут в Африке.
(Слон, жираф, кенгуру, лама, лев, крокодил, верблюд, коала и др.)
2. Тема занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу и обнаружила письмо от доктора Айболита. Давайте его прочтё м: "Дорогие ребята, к нам в Африку пробрался злой Бармалей. Он украл звуки "Л" и "Ль». И все животные, в названии которых есть звуки "Л" и "Ль" заболели! Выручайте! Помогайте! Мы ждём вас с нетерпением с лекарством, которое бы вылечило Бармалея от жадности, чтобы он отдал нам звуки! Айболит"
- Ребята, поможем зверятам, отправимся в путешествие? Но сначала мы должны наполнить наш "Добрячок" добрыми словами.
(Дети шепчут "волшебные слова" (спасибо, пожалуйста, извините, простите, будьте добры, будьте любезны, добрый день, здравствуйте, до свидания) в пузырёк и закрывают пробкой)
- Прежде чем отправимся в путь, давайте вспомним, какие две группы звуков есть в русском языке? (гласные - согласные)
По каким характеристикам мы можем разделить согласные? (твёрдые - мягкие; звонкие - глухие). Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным). Согласные твёрдые? (синим). Согласные мягкие? (зелёным).
3. Характеристика звуков "Л", "Ль"
Сегодня я как раз хотела поговорить с вами о звуках "л" и "ль" и букве, которая их обозначает. Какой звук "Л", как вы думаете? (согласный твёрдый, а звук "Ль" (согласный мягкий). Буква "Л" выглядит так (показ).
4. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика Артикуляция звуков "Л", "Ль"
Воспитатель: Ребята, я думаю, что чётко проговаривая звуки "Л" и "Ль, мы обязательно освободим их из заточения и поможем бедным животным Африки!
А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать дыхание, губы и язык.
Развитие нижнедиафрагмального дыхания:
Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф
Со звуками:
Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ
Упражнения для языка:
“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
“ФУТБОЛ ”. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям)
Ли-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблю
Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Итак, отправляемся в путь!
5. Развитие фонематического восприятия Воспитатель: Первое препятствие на нашем пути: Бармалей, убегая на свой остров, смешал все звуки. Из множества звуков нам нужно услышать только звук "Л" и "Ль". Возьмите карточки зелёного и синего цвета и показывайте ту, когда услышите нужный звук. (А, П, Л, О, Ль, И, С, Ль, У, Л, Ль)
(Игра "Звуковой ряд")
Воспитатель: Следующее препятствие: чтобы попасть к Бармалею на остров, нам нужно переплыть море. Мы поплывём на транспорте, который начинается на звук "Л". На чём поплывём? (На лодке).
6. Физкультминутка "Смелый капитан "
7. Развитие логического мышления
Чтобы, не скучно было плыть, поиграем в игру. Догадайтесь, какое животное здесь лишнее. (Игра "четвёртый лишний")
8. Обучение чтению
Быстрее доплыть нам помогут гласные. К букве "Л" подплыла буква "И"(О, У, Ы,А, какой слог получился? (дети составляют слоги) Получилось волшебное заклинание: "Ли - ло - лу - лы - ла - Лодка в Африку приплыла!" (Игра "Составь слоги")
9. Слова, противоположные по смыслу – со звуком Л
Ребята, выйдем на берег и разомнёмся, поиграем в игру "Назови наоборот" (Чёрный – белый, грустный-весёлый, горячий –холодный, близко –далеко, тёплый –холодный, зима –лето, тёмный –светлый, тонкий – толстый и т. д.) (Игра с мячом)
10. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах
Воспитатель: На берегу острова Бармалей разбросал листочки с картинками, в названии которых встречаются звуки "Л" и "Ль". Возьмите листочки, и найдите среди них картинки, где есть звук "Л" и "Ль". Положите фишку на рамку под картинкой, там, где находится эти звуки - в начале, середине или конце слова. (Игра "Найди место звука в слове")
11. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Воспитатель: А теперь нам нужно зашифровать названия животных Африки так, что Бармалей не догадался! Для этого мы будем использовать условные знаки (фишки красного, зелёного, синего цвета) зашифруем слова: "ЛЕВ", " ЛАМА", (Игра "Шифровальщики")
12. Работа над предложением.
Воспитатель: Бармалей перемешал все слова в предложениях. Послушайте их и исправьте: "Бананы едят мартышек"; "У слона большой хобот и длинные уши", "Лев живёт в воде, а крокодил на суше", "Верблюд – это птица, а воробей - животное", "Вода пьёт носорога", "Трава ест зебру"
13. Связь звука с буквой
Воспитатель: вот и добрались мы до хижины Бармалея. Но не желает он отдавать нам наши звуки. Что же делать? А, у нас же есть лекарство! Давайте дадим его попробовать Бармалею! (дети имитируют, что Бармалей пьёт лекарство)
Волшебство случилось - Бармалей разжалобился и отдал нам звуки! Но как мы их передадим африканским животным? (предположения детей) Давайте из пластилина вылепим букву, которой обозначаются звуки "Л" и "Ль", сложим в посылку и отправим доктору Айболиту. Но, прежде, мы разомнём свои пальчики.
14. Пальчиковая гимнастика
Если в жаркую страну (сжимать - разжимать кулачки) Я случайно попаду,
То увижу там шакала, (соединить пальцы в "бинокль", поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама, (загибать пальцы поочерёдно)
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живётся им - (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)
Не бывает снежных зим!
15. Продуктивная деятельность.
Дети лепят букву из пластилина.
16. Грамматический строй речи
Воспитатель: Вот и вылечили мы животных! А какие они все особенные:
• У леопарда быстрые ноги, значит он:
• У жирафа длинная шея-
• У слона длинный нос
• Крокодил плавает в воде-
• У льва большая грива-
• У бегемота толстые ноги-
• У обезьяны длинный хвост -
• У носорога толстая кожа -
• У гепарда острые зубы-
• У верблюда два горба -
17. Итог занятия. Оценка работы детей. Угощение от Доктора Айболита (Дети получают бананы)