Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Звук и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить детей с механизмом образования звука [А]. Автоматизировать у дошкольников звук [А] в слогах, словах и предложениях.
2. Развивать фонематический слух и восприятие. Тренировать память, логическое мышление. Формировать графомоторные навыки, подготавливать руку к письму.
3. Воспитывать у дошкольников самоконтроль за речью и дисциплинированность.
Оборудование:
1. Объемная картинка-символ «Аня плачет а-а-а» (А - 4)
2. Графическое изображение звука [А] для фронтального показа (А - 4)
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Звук и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
3. Картинки, в названии которых присутствует звук [А], предметные картинки по количеству детей (10x14)
4. Наборы для составления схем, красные флажки по количеству детей.
5. Зеркала, тетради, спички, красные цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
игра с мячом «Назови лесные и садовые ягоды»
Логопед, бросая мяч, говорит слова: лес, сад просит детей назвать лесные и садовые ягоды.
2. Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [А].
Есть звуки гласные:
Голосистые, певучие.
Есть звуки согласные:
Шумные скрипучие,
Рычащие, скрипящие,
Жужжащие, свистящие,
Взрывные и стучащие.
Но всегда согласные
Верно, дружат с гласными.
И тогда из наших ртов
Вылетает много слов.
•Графическое изображение звука [А].
• Проговаривание звука [А] хором и индивидуально.
• Символ звука [А]: «Аня плачет а - а - а».
• Характеристика звука [А]
Звук [А] - гласный, твердый.
З. Фонетическая зарядка
Громким голосом споем: А - А - А! (дети подпевают громко)
Тихим голосом споем: А - А - А! (тихо)
Звонким голосом споем: А - А - А! (звонко, высоко)
Грубым голосом споем: А - А - А! (низко)
Голосом, голосом
Все поют вокруг,
Потому что А - А - А - это гласный звук,
Красивый и певучий этот гласный звук,
Голосом, голосом все поют вокруг!
А-А-А-А.
4. Игры и упражнения на развитие слухового и зрительного внимания,фонематических представлений
Игра: «Поймай звук»
(на звук [А] поднимаем красные флажки)
Логопед произносит: А, О, И, У, А, О, И, А
Игра: «Найди место звука».
Логопед просит рассмотреть детей картинки, назвать, что на ней изображено, и определить место звука [А] в слове (работа со звуковыми схемами).
5. Деление слов на слоги
ананас, вагон, абрикос, мак
6. Составление предложений со словами
ваза, банка, шапка
7. Физкультминутка «Буква «А»
Вот какая буква А! Расставить ноги на ширине плеч.
Озорная буква А! Повторяют движения.
Говорила: А - А - А. Хлопки впереди, сзади туловища.
И шутила: А - А - А! Изображают смех.
И смеялась: А - А - А!
Закалялась: А - А - А! Руки согнуты в локтях, развести в стороны.
И плясала А - А - А, Имитация танцевальных движений.
И стояла? А - А - А.
Вот такая буква А, Шаг влево, вправо.
Озорная буква А!
8. Зрительная гимнастика
Задание № 1: Ребята следите глазами за перемещением предмета вверх - вниз, вправо - влево, в виде цифры 8. Поморгать глазами, закрываем глаза, поморгали - закрыли.
Задание № 2: Прикроем глаза ладонями. Но не дотрагиваемся, не надавливаем на веки. Греем глаза ладошками (в течение 30 секунд).
9. Соотношение звука с буквой: На что похожа буква «А»
Вот буква вроде шалаша.
Не правда, ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
[b Задание: Найти на картинке как можно больше букв «А, а»[/b]
Задание: Из каких предметов состоит буква «А»
10. Упражнения для развития мелкой моторики
-Пальчиковая гимнастика «Буква «А»
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средние - перекладиной -
ровно лягут в нём.
Безымянный и мизинец
в ладони упираются.
Букву «А» печатную
мы прочесть стараемся.
- Выкладывание буквы «А» из спичек
11. Разгадывание ребуса
12. Работа в тетради:
- заселение буквы «А» в звуковой домик
- печатание букв «А а»
- Упражнение «Закончи рисунок»
(Учить дорисовывать картинку по точкам с нахождением «спрятавшейся» буквы «А, а»)
13.Итог занятия (педагог благодарит детей, давая только положительную оценку)
Литература:
Астафьева Е. О. "Играем, читаем, пишем"; Нищева Н. В. "Мой букварь"; Пожиленко Е. А. "Волшебный мир звуков и букв"; Чистякова М. А. "Психогимнастика".