Светлана Федулова
«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.
Материалы и оборудование: Слайдовая презентация «Насекомые», «Цветы». Слайды: гнезда диких пчел, соты разной величины. Микроскоп с препаратом мушки дрозофилы; игрушка доктор Айболит.
Методы: беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.
Публикация «„Насекомые“, НОД по образовательной области „Речевое развитие“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход:
- Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Всё живое готовиться к зиме.
Ребёнок читает стихотворение В. Берестов «Тучка»
Тучка
Тучка с солнышком опять.
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
- О каком времени года говориться в стихотворении? Как описывает поэт настроение?
Дети: Об осени: идет дождь, на душе грусть, но становиться весело, когда солнышко. Тогда мы видим радугу.
- Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?
Дети: Песенку жука – «жужжалочку». Он жужжит.
Все вместе читают чистоговорку:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Ещё мы знаем песенку комарика – «ззз – зуделочку». Он кричит: «Зу – Зу – Зу, захочу и укушу». А у змеи – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекоталочка» - тр. – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет.)
- Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно у ….
Дети: у цветов.
- Какие цветы особенно любят звенеть?
Дети: Колокольчики (показ слайда)
- Давайте покажем, как поёт колокольчик.
Мальчики поют низко «З. – З. – З. – З.», а девочки – тонко и нежно «зь – зь – зь – зь» (повторяют несколько раз порознь и вместе).
- А что может звенеть? (слайд колокола).
Дети: звонок, колокольчик.
- Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит,
Дзинь – дон, дзинь – дон,
Колокольный льётся звон.
Дидактическая игра «Собери букет».
- Мы пришли на красивую поляну, на которой растёт очень много разных цветов. Показ слайдов с изображением разных цветов. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р. - ромашка, м. – мак, н – нарцисс.
- Вот мы и собрали букет. (На слайде букет цветов).
- А сейчас поиграем. К нам прилетели веселые друзья – насекомые. (Слайды с изображением насекомых: жук, пчела, бабочка). Дети называют.
- Ребята, посмотрите, насекомые грустные, так как они потеряли свои домики. Поможем им?
Дидактическая игра «Кто с кем дружит»
- Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова «жук», и выбрать ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела где будет жить?
Дети: Пче – ла – две части. Для нее домиком могут стать нар – цисс, тюль – пан, ро – за, си – рень. Ба – боч – ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро – маш – ка, ва – си – лёк.
- Слышите, как они вас благодарят?
Дидактическая игра «Подскажи слово»
- Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да, ведь ты меня….(щекочешь).
- Так листочки мне….(щекочешь,
Что не хочешь - ….(захохочешь).
Физминутки.
Народная песенка «Божья коровка».
Под музыку дети выбирают ведущего – «божью коровку» - и поют:
Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного, белого,
Только не горелого.
Ведущий поет: «Будет солнце – полечу (дети поднимают руки – крылья). Будет дождик – посижу» (складывают руки – крылья и садятся).
Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.
Рассматривая картинки на слайдах, дети рассказывают о частях тела бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки).
- А какие крылья у бабочки?
Дети: Округлые, цветные, большие.
- Молодцы! У стрекозы?
Дети: Длинные, вытянутые, прозрачные.
- А глаза у бабочки, какие?
Дети: Маленькие, крошечные, черные, как точки.
- А у стрекозы?
Дети: Огромные, выпученные, круглые, как шарики.
- А как летит бабочка?
Дети: Тихо порхает, машет крыльями.
- А стрекоза?
Дети: Быстро, стремительно, как вертолёт, крыльев не видно.
- А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех мёдом кормит».
Дети: Пчела.
- А как вы догадались?
Дети: Она медом угощает людей, разных зверей (медведя, и своих деток – пчелок. Она много работает, трудиться.
- Найдите дом пчелы и скажите, как он называется. (Улей). Дети находят и называют.
- А как устроен ее дом? Куда пчела собирает мед? Как она его «делает»?
Дети: У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты – чашечки для меда. А мед пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам.)
- Какие ульи? А соты?
Дети: Улья большие, а соты маленькие, а вот эти еще меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живет маленькая семейка пчел.
- Молодцы! Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?
Дети: У них есть крылья. Они умеют летать.
- Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья? (Показ слайдов с изображением пчелы, птицы, летучей мыши; самолёта, мельницы, машины.) А для чего нужны машине крылья?
Дети: Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.
- А мельнице?
Дети: Чтобы муку, делать, из которой хлеб пекут.
- Ребята, к нам пришел доктор Айболит. Он принес микроскоп – прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки). Какие у нее ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе, доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные, невидимые невооруженным глазом существа. Они могут быть опасными – это микробы, поэтому мы будем….
Дети: Мыть руки, овощи, фрукты. Пить только кипяченую воду.
- Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.
До свидания, до скорого свидания весной.