Таня Иванова
НОД по рисованию в технике эбру на тему «Восточные узоры» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Восточные узоры» (старшая группа)
Образовательные задачи:
- познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования на воде – эбру;
- формировать умение подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО-материал (уплотнённая вода, деревянные палочки, специальная краска);
- актуализировать элементарные знания детей о культуре и искусстве Востока;
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Эбру. Техника рисования на воде
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- закреплять умения безопасного обращения с мелкими и острыми предметами.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию творческих способностей, эстетического вкуса, цветового восприятия;
- развивать воображение, нестандартное мышление, стремление к исследовательской деятельности;
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Технические задачи :
- учить создавать рисунок на воде с большой плотностью;
- наносить краски на поверхность воды разными способами (набрызг, использовать контраст цвета;
- учить правильно использовать при создании узора палочку – держать их за верхнюю часть, погружать в воду не более чем на 1 мм.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, активность, потребность в творческой самореализации.
Словарная работа:
Пассивный словарь: эбру, картины.
Предварительная работа:
- беседа о странах Востока.
- чтение сказок народов Востока.
- рисование в нетрадиционных техниках : «Печатание листьями», «Рисование пальцами, ладонями», «Рисование методом тычка», «Печатание мятой бумагой».
Материал:
Ваза (восточная, презентация восточного базара, готовые образцы работ выполненные в технике эбру, лотки с уплотнённой водой, палитры с красками для эбру, кисточки, деревянные палочки, подставки для кисточек, бумага для акварели, салфетки сухие и влажные, стаканчики с водой, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
(При входе в музыкальный зал звучит легкая спокойная музыка)
Здравствуйте ребята. Посмотрите, в зале мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
Я сегодня нашла очень красивую вазу. Посмотрите какая она необычная ваза. Что вы видите на вазе? ( Дети перечисляют: девушки в восточных платьях, экзотические птицы, бабочки, растительный орнамент). Вазу можно потрогать (погладить). (Звучит восточная музыка).
Появляется старик Хотабыч со словами : «Кто потер вазу и потревожил мой сладкий сон?
Воспитатель: Извини старик Хотабыч, мы не хотели тебя побеспокоить. Мы просто любовались красивой вазой.
Хотабыч: На моей Родине, на востоке, есть еще много разных уникальных, удивительных, необычных вещей. Вы хотите все это увидеть? (Ответ детей).
Хотабыч: Приглашаю Вас совершить путешествие на ковре самолете в столицу Турции Стамбул. (Дети перемещаются на ковер самолет, звучит восточная музыка). Тих-ди- би -дох! Полетели!
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг, мы с вами летим в облаках. С большой высоты все люди кажутся маленькими, дома крошечными.
Хотабыч: Тих-ти- би -дох! Все прилетели! Приглашаю Вас посетить Восточный базар! Посмотрите, как много здесь интересного!
(Включается видео-презентация).
Дети рассматривают предметы (вазы, тарелки, ткани, ковры и т. д.).
Хотабыч беседует с детьми, интересуется мнением детей по поводу рассматриваемых предметов.
Воспитатель: Вам понравилась выставка? Что вы можете сказать об этих предметах, какие они? Что вам понравилось больше всего? (Высказывания детей).
Воспитатель: Спасибо тебе, Хотабыч за великолепную экскурсию по восточному базару. Но для того чтобы создать такие красивые предметы, надо быть мастером и много учиться.
Хотабыч: Знаете ли вы ребята, что рисовать можно не только на бумаге, но и на воде. (Ответы детей).
Воспитатель снимает ткань с мольбертов и акцентирует внимание детей на картинах, выполненных в технике эбру.
Воспитатель: Обратите внимание на эти интересные рисунки. Они сначала рисовались на воде, а затем переносились на бумагу. И называется эта техника - Эбру. Она возникла более тысячи лет назад на Востоке. Художники создавали красками на воде разные узоры, а потом украшали ими ткани, посуду, различные предметы. Эти красивые узоры очень нравились людям и постепенно Эбру распространилось по всему миру.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся эти картины? Почему?
Дети: Красивые, интересные, пёстрые, загадочные, таинственные, яркие причудливые узоры, плавные линии.
Воспитатель: Хотели бы вы научиться рисовать такие картины?
Воспитатель обращается к Хотабычу и приглашает в художественную студию вместе с детьми.
Дети:
Дети садятся на стульчики, воспитатель рассказывает о технике рисования эбру.
Дети подходят к столу для рисования, рассматривают, что на нём находится.
Воспитатель: Какие новые, необычные предметы для рисования вы увидели?
Дети: Палочки, лоток с водой.
Воспитатель: Кто может рассказать, как нужно пользоваться острыми предметами?
Дети: Если размахивать ими в разные стороны, направлять на других, использовать неправильно, можно получить травму.
Воспитатель: А теперь начинаем! Ребята, рисовать на воде очень легко и просто. Можно брать краски любого цвета, наносить их на воду так, как вам нравится. И даже если у кого-то не очень хорошо получается рисовать на бумаге, волноваться не нужно. Рисунок на воде всегда получается красивым, интересным, неповторимым.
Воспитатель показывает детям технику нанесения краски на воду:
набрызгивание краски с помощью кисточки, нанесение цветных пятен, растягивание цветных пятен краски на поверхности воды. Под спокойную, мелодичную восточную музыку дети вместе с воспитателем, каждый в своем лоточке с водой создают неповторимый узор.
В процессе рисования, если есть необходимость, выполняется физкультминутка.
Вот помощники мои, (показывают ладошки)
Их как хочешь поверни.
И вот эдак, и вот так, (вращаем кистями рук)
Не обидятся никак. (трём ладони)
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями рук)
Постучали, (стучим кончиками пальцев)
Повертели, (вращаем кистями рук)
И работать захотели. (трём ладони)
После завершения работы воспитатель просит детей рассказать, что у них получилось.
Воспитатель: А как же нам поступить с нашими рисунками на воде? Ведь их не повесишь на стену, не унесёшь домой, не расплескав и не испортив рисунок. (Ответы детей).
Воспитатель показывает детям, как перенести рисунок на бумагу: кладёт лист на поверхность воды с рисунком, поднимает обратно и демонстрирует отпечатавшийся на бумаге узор. Затем дети переносят свои рисунки на бумагу.
Воспитатель: Вот какие замечательные работы у нас получились. Какие они все разные: и по цвету, и по расположению узоров, ни одна работа не похожа на другую. Теперь нам осталось подождать, пока они высохнут!
Дети: рассматривают рисунки, выбирают понравившиеся и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие на восток? Что вам больше понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Чему новому научились? С какой новой техникой познакомились?
Хотабыч хвалит детей, называя их по именам, угощает их восточными сладостями и прощается с детьми.
Воспитатель: Спасибо за угощение! (Дети благодарят). А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Хотабыч: Тих-ти-би-дох! До свидания ребята! До новых встреч!
(Дети садятся на ковер и возвращаются в детский сад под восточную музыку).
Список литературы
1. Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2015.
2. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы IVмеждунар. науч. конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
3. Цквитария Т. А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2015.-128с.
4. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.