Наталья Разваляева
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Святочные вечера»
▼ Скачать + Заказать документы
Святочные вечера
Цель:
Приобщение дошкольников к народным традициям.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с праздником «Святки», традициями ряжения, обычаями колядования,
• продолжать учить отгадывать загадки,
• соблюдать правила игры.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику,
• ориентировку на плоскости,
• творческое воображение.
Воспитательные :
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы „Святочные вечера“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• воспитывать нравственные качества,
• любовь к родному краю,
• народному искусству,
• народным играм.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материалы и оборудование: презентация «Святочные вечера», заготовки масок: козы, овцы, собаки, медведя, совы, кошки, коровы, свиньи, мыши, цветные карандаши, клей ПВА, тряпочки, кисточки, подставочки, клеёнки, материал для аппликаций, зал, оформленный в стиле русской избы: печь, самовар, половики, платки, чугунок, глиняный горшок, кочерга, таган, утюг.
Словарная работа: изба, Святки, Коляда, колядки, ряженые, игрища, накануне, удаль, тулуп, величальные песни, потеха, чугунок, самовар, половики, платки, глиняный горшок, кочерга, таган, скамейка, рушник, утюг.
Предварительная работа: беседы о Рождестве Христовом, Крещение Господне, просмотр картинок с изображением русской избы, прослушивание песен-колядок, разучивание игры «Кто скорей ударит в бубен».
Список литературы: В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников», О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Звучит народная музыка «Коляда».
Воспитатель в народном костюме :
Добрый день, гости званые и желанные!
Милости просим!
Рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаю, душевно встречаю.
Воспитатель : «Для дорогих гостей и ворота настеж!». Ой, ребята, со мной случилась удивительная история: выхожу на улицу и вижу, на крыльце лежит письмо. Я подняла письмо и … Как вы думаете, что я сделала дальше?
Дети: Вы его сразу открыли и прочитали.
Воспитатель : Я его подняла, но не открыла и не прочитала, потому что на нё м написано: «Письмо-загадка. Открыть при детях старшей группы номер 3 детского сада № 20». Но мне очень хочется узнать, что же в этом письме. А вам то, интересно?
Дети: Да.
Воспитатель : Ну что, отгадаем эту загадку?
Воспитатель вскрывает конверт и достаёт диск.
Воспитатель : Это же диск. Значит это не простое письмо, а звуковое. Звуковое письмо-загадка! Как интересно! Давайте послушаем и отгадаем загадку. (Воспитатель ставит диск на прослушивание, слышен звук метели и на его фоне звучит стихотворение-загадка:
Вот я к вам пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое, Днём с детьми на санках катаюсь, Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.
Воспитатель : Ребята отгадали загадку?
Дети: Это зима.
Воспитатель : Молодцы, правильно, это к нам обратилась сама Зимушка-зима. А вам нравится Зимушка-зима?
Дети: Да.
Воспитатель : А чем же она вам нравится? Зимой же холодно. Грустно. Во что вы можете поиграть зимой?
Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лепить снеговика…
Воспитатель : Здорово! Убедили! Зимой весело! А зима не только богата снегами, холодами да метелями, еще она богата зимними народными праздниками. Дети, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год! Рождество! …
Воспитатель : Молодцы! А скоро будет еще праздник Масленица. А сегодня я расскажу еще об одном зимнем народном празднике, который называется Святки! И не только расскажу, но и покажу как праздновались Святки, в какие игры играли и вас приглашу. Хотите принять участие в Святках?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель : Проходите, пожалуйста, присаживайтесь, ребята, поудобнее.
(Дети садятся на скамейку, показ презентации «Святочные вечера»).
Первый слайд. Святки, или как их ещё называют, Святочные вечера начинаются накануне Рождества и длятся целых две недели, до самого Крещения.
Кто знает, почему праздник называется Рождество?
Дети: В этот день родился Иисус Христос.
Воспитатель : Правильно.
Второй слайд. В этот день 7 января родился Иисус Христос - сын Божий. Именно с этого великого праздника и начинаются Святки.
Третий слайд. В Святочные вечера на Руси устраивались праздничные гуляния.
Четвертый слайд. Игрища разные проводили.
Пятый слайд. Силу да удаль свою показывали.
Шестой слайд. Катались на санях, санках.
Воспитатель : А хотите и мы с вами поиграем в весёлую игру?
Дети: Да.
Воспитатель : Я посмотрю, какие вы удалые, быстрые, да ловкие. Игра называется «Кто скорей ударит в бубен».
Быстро дружно в круг встаем,
И игру сейчас начнем!
Цель игры: учить соблюдать правила игры, развивать внимание, быстроту и ловкость; воспитывать дружеские отношения через игру.
Правила игры: Дети встают в круг, руки на пояс. Считалочкой выбирается ведущий. Ведущий берет бубен, встает в центр круга и звенит бубном. Дети в это время поворачиваются друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает звенеть бубном, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и произносят следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!». Ведущий начинает двигаться подскоками внутри круга и звенит бубном, на последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает бубен между ними, пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!». После этих слов выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до бубна и ударит по нему, тот становится новым ведущим.
Воспитатель : Готовы? Начали!
Воспитатель : Молодцы! Но народ в Святочные вечера не только играл. Хотите узнать, как они еще развлекались?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда садитесь на свои места и продолжаем смотреть.
Воспитатель :
Восьмой слайд. В святочные дни они собирались на посиделки и устраивали гадания.
Девятый слайд. Гадали все: и дети,
Десятый слайд. И взрослые. Способов гадания было великое множество, но главное правильно растолковать «знак». Собирались в темной избе, зажигали свечи и разгадывали те знаки, которые выходили во время гадания. Гадали на урожай, на то, какая жизнь ожидается в следующем году. Кем они будут, когда вырастут.
А хотите, мы с вами тоже погадаем – судьбу вашу узнаем? Кем вы станете, когда вырастите?
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда вставайте в полукруг, тяните карточки из мешочка, какая профессия нарисована – такую профессию вы и приобретёте.
Воспитатель :
А сейчас мы погадаем,
Что вас ждет – сейчас узнаем!
Кому вынется – тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
(Дети достают из мешочка карточки с изображение различных профессий)
Воспитатель : Молодцы! Теперь вы знаете, когда подрастете, кем будете.
Дети: Да.
Воспитатель :
Одиннадцатый слайд. Еще одной традицией были Колядки. А вы знаете, что такое Колядки?
Дети: Нет.
Воспитатель : Двенадцатый слайд: Колядки – это величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.
Тринадцатый слайд. Надев смешные и страшные маски животных,
Четырнадцатый слайд. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы,
Пятнадцатый слайд. Ходили от избы к избе, стучали в окна, двери и славили хозяев.
Шестнадцатый слайд. Все с нетерпением ждали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут – тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью и поэтому, они одаривали колядующих пирогами, копеечкой.
Семнадцатый слайд. Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодёжь собиралась в чьей-нибудь избе на посиделки. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.
Восемнадцатый слайд. Хороводами.
Воспитатель : А вы когда-нибудь колядовали?
Дети: Нет.
Воспитатель : А хотели бы поколядовать?
Дети: Да.
Воспитатель : Для этого нам нужно сделать маски и на следующий год вы можете пойти в них на колядки.
(Воспитатель раздает заготовки масок, материал. Дети украшают маски. По окончанию работы, детям предлагается надеть маски).
Воспитатель : Ой, какие ряженые получились, никого не узнать. Я приглашаю вас в хоровод. (Воспитатель с детьми водит хоровод под народную песню Ивана Купалы «Коляда»).
Воспитатель : Вам понравилось у меня в гостях? Ребята, а что вам сегодня запомнилось больше?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель : Святки – это радостное время. Всех угощают вкусными печеньями. И для вас у меня тоже есть угощение.