Ирина Бершина
НОД по лепке для подготовительной группы «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «НОД по лепке для подготовительной группы «Дымковская барышня»
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Вид НОД: комбинированный.
Возрастная группа : подготовительная группа.
НОД в рамках занятий по народно-прикладному искусству.
Цель НОД: Учить лепить дымковскую барышню из глины.
Темочки:
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи
Образовательные:
Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни).
Совершенствовать приемы лепки (оттягивание, вдавливание, сплющивание, сглаживание, украшение при помощи налепа).
Закреплять умение правильно соотносить пропорции частей тела.
Добиваться наиболее выразительного образа в лепке.
Развивающие:
Развивать умение лепить по мотивам народной игрушки.
Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество.
Развивать творческие способности детей.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
Воспитывать любовь к русской культуре, народному творчеству.
Воспитывать творческое воображение.
Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.
Воспитывать готовность придти на помощь.
Воспитывать аккуратность в работе с глиной.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : расширение активного словаря
ОО «Социально – коммуникативное развитие» : воспитывать готовность придти на помощь
ОО «Познавательное развитие» : знакомство с дымковской игрушкой.
ОО «Физическое развитие» : развитие двигательной активности и мелкой моторики.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» : развивать навыки работы с глиной, умение лепить дымковскую игрушку.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходим любой зал или групповое помещение вместимостью до 30 человек, дети подготовительной группы, подготовленные к восприятию данного материала.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие» : чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о дымковской игрушке, отгадывание загадок.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» : создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо
ОО «Познавательное развитие» : просмотр видео фильмов «История дымковской игрушки», «Учимся лепить дымковскую игрушку», проведение дидактических игр.
ОО «Физическое развитие» : разучивание пальчиковых и подвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» : рассматривание дымковских игрушек,
занятия по лепке, индивидуальная работа по раскрашиванию дымковских игрушек.
Место проведения: групповое помещение МАДОУ.
Аудитория: дети подготовительной группы.
Адресность: старший дошкольный возраст.
Материал:
Демонстрационный: презентация, аудиозапись с музыкой.
Раздаточный: глина, доски для лепки, стеки, салфетки, сухие тряпочки, толстые кисточки.
Оборудование: магнитофон, флешка с записями русских народных наигрышей, проектор, ноутбук, экран.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический: упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.
Мотив детской деятельности: помощь герою.
Ход НОД.
(Слайд 1). Дети стоят в кругу вместе с воспитателем
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети садятся на стульчики перед мультимедийным экраном.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (достает и показывает Дымковскую барышню). Это Дымковская барышня. Расскажи-ка нам Барышня откуда ты к нам пожаловала.
(Слайд 2) Кукла-барышня : Расскажу-ка, я вам, детушки, сказку старинную,
Не короткую и не длинную.
Возле речки Вятки есть один поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Мужики там с древне печи мастерили,
На забаву деткам петушков лепили.
Слобода та в дымке по утру купалась.
И за это Дымковской с стари называлась.
(Слайд 3). Воспитатель: Дымковская игрушка появилась в Дымковской слободе небольшого городка Вятка в начале 20 века, (Слайд 4) благодаря богатым месторождениям красной глины по берегам реки и мастерству местных мастериц, делающих яркие нарядные игрушки для своих детишек и на продажу к весенней ярмарке.
(Слайд 5) Лепили мастера из красной глины тщательно перемешанной с мелким коричневым речным песком, разведенным водой. (Слайд 6) Берет мастер кусок такой глины и начинает лепить фигурку.
(Слайд 7) Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.
(Слайд 8) От огня и жара фигурка высохнет и станет твердой, как камень.
(Слайд 9) После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. Фигурки от этого становились белыми.
(Слайд 10) По белому фону мастерицы расписывали игрушки. Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые.
Воспитатель: А еще в Дымковской слободе очень любили играть. Вот и вам я предлагаю поиграть в «Бабушку Маланью». (Слайд 11)
Физкультминутка «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей (закрывают руками брови,
Вот с такими ушами (показывают большие уши,
Вот с такими носами (показывают большой нос,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать.
(Слайд 12) Воспитатель (обращает внимание на Дымковскую барышню) :
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим нашу барышню.
- Что надето на голову дымковской барышни?
- Щёчки у барышни какого цвета?
- Какого цвета блуза барышни?
-Как украшена юбка?
Воспитатель: Ребята, а Барышня к нам не просто так пришла. В Дымковскую мастерскую пришел большой заказ. Мастера почти все фигурки сделали. Осталось только дымковских барышень налепить да украсить. Да вот только заболели они гриппом. Вот и попросили они нашу Барышню к вам за помощью отправиться. А как мы можем помочь?
Дети: Слепить!
Воспитатель: Тогда мы с вами превратимся в дымковских мастеров, и как настоящие мастера пройдем в мастерскую и попробуем изготовить каждый свою игрушку. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Но сначала я напомню вам правила безопасности:
1. Перед началом работы с глиной необходимо надеть фартук и нарукавники. 2. Сидеть нужно свободно и прямо, не сутулиться.
3. Работать только на досках для лепки; не разбрасывайте глину по столу, не роняйте на пол. Используйте стеки. Они не острые, но будьте при работе внимательными.
4. При работе с глиной нельзя: подносить ее к лицу, пробовать на вкус, засовывать в нос, уши и волосы; бросаться кусочками глины в окружающих; касаться грязными руками лица, глаз, одежды - везде будут жирные пятна.
5. После работы хорошо вытрите руки сухой мягкой тряпочкой, затем влажной салфеткой и только, потом вымойте их с мылом.
7. После работы с глиной очистите от нее доски, протрите стол влажной салфеткой.
(Слайд 13) Воспитатель: А теперь посмотрите, ребята, как мы будем ее лепить.
1. Скатать глину с хорошее куриное яйцо в ладонях.
2. Вдавить в него указательный палец на глубину 2-х фаланг. Левой рукой пережать шарик в середине разделив на две части.
3. Нижняя должна быть больше чем верхняя. Получиться фигура напоминающая неваляшку. Из верхней части лепят туловище и руки, из нижней юбку в виде колокола. Затем указательным пальцем и большим расположенным снаружи, разминаем юбку. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше и тоньше, его объем будет увеличиваться.
4. Из верхнего кома оттягиваем справа и слева руки, оставляя немного для шеи.
5. Берем небольшой кусочек глины и катаем шар для головы. Затем смачиваем шею водой и, сглаживанием прикрепляем голову.
6. Фигуру установить на доску для лепки. Некоторые детали выполняются отдельно, например фартук.
7. Его делают из скатанного шарика, сплющивая его между ладонями. А затем стекой надрезают складочки.
8. Корону делают тоже из скатанного шарика, сплющивая его между ладонями. А затем вдавливают ту часть, которую будут крепить к голове.
9. Волосы делают из скрученных жгутиков.
10. Все детали с помощью налепа прикрепляем, не забывая смачивать водой.
11. Чтобы стенки юбки не продавились, поддерживать изнутри в месте приклеивания фартука пальцами левой руки.
12. В конце работы проходим всю фигурку смоченной в воде кисточкой. Как только все прикрепили, фигура готова, остается высушить.
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо мастера!
Слепим, высушим- и в печь!
А потом распишем.
Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Попарно поочередно загибаем
Хохотушки вятские пальцы, начиная с большого
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком, Большие пальцы перекрестить, указательные
«встретить»ногтями – «кренделек»
Щеки будто яблочки. Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»
С нами издавна знаком Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой
«кланяется» большому, указательный – указательному…
Весь народ на ярмарке. Перекрест пальцев, пожатие
Самостоятельная работа (под русскую народную мелодию)
В процессе лепки воспитатель индивидуально подходит к детям в случае необходимости помогает.
Воспитатель: Вот и готовы наши дымковские барышни. А тебя Барышня ждем на следующем занятии, на котором мы их распишем.
(Слайд 14) Ребята, что мы сегодня делали? (Лепили дымковскую барышню)
А из чего мы ее лепили? (Из глины)
Какие приемы лепки использовали? (оттягивание, вдавливание, сплющивание, сглаживание, украшение при помощи налепа)
Вам понравилось лепить?
А что понравилось?