Валентина Петровна Глухова
НООД по художественному творчеству «Фестиваль народного искусства и творчества» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представление детей о традициях мордовского народа.
2. Учить видеть красоту мордовских узоров, замечать разное построение узора в орнаменте.
3. Учить намечать последовательность выполнения работы и использовать способы быстрого вырезания, освоенные на занятиях.
4. Развивать навыки составления узора из геометрических элементов по мотивам народного искусства.
5. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству.
Материалы и оборудование:
Публикация «НООД по художественному творчеству „Фестиваль народного искусства и творчества“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- изображение образцов мордовской одежды, фотографии;
- образцы мордовского орнамента;
- силуэты полотенца, салфетки, рукавичка, платочек, шарфик, скатерть, передник;
- кисти, клей, салфетки, детали из цветной бумаги для наклеивания.
Предварительная работа:
- рассматривание мордовских узоров на женской национальной одежде;
- рассматривание альбомов «Вышивка мордовского народа», «Образцы мордовского орнамента», альбом «Шумбрат, Мордовия!»; фотографии.
Словарная работа: фестиваль, заключительный, традиции, обряды.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости. Посмотрите на их доброжелательные лица. Улыбнитесь, поздоровайтесь.
Дети: Шумбратадо!
Воспитатель: Я сейчас скажу вам приятную новость, нас пригласили на республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Фестиваль – это всегда праздник, радость, веселье!
Каждый год осенью у нас в республике проходит фестиваль «Шумбрат, Мордовия!»
В этом году он 19 – й по счету. К фестивалю надо готовиться заранее. Богата талантами мордовская земля. Из поколения в поколение передаются здесь красивые народные песни, обряды, традиции, национальный костюм.
Посмотрите на экран, какие красивые, яркие костюмы у русского, мордовского и татарского народа.
Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на настроение людей. Они в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, творчестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем. Как мы говорим:
Белый – чистота
Зеленый – луга, леса
Синий – небо
Черный – земля
Красный – солнышко – источник всего живого на Земле.
Фестивальные дни – это не только песни и пляски, но еще удивительная встреча с мастерами из всех районов республики. Каждый район выставляет свою выставку.
Диву даешься, какие таланты есть у нас в республике. Резьба по дереву, вышивка, вязание, плетение, создание игрушек… Это наше богатство. И это все передается из поколения в поколение.
Дети, так как нас пригласили на фестиваль, нам надо приготовить выставку. Садитесь на свои места. Сели красиво.
У вас у каждого на столе есть образец и по этому образцу будете выполнять работу. Образцы все разные.
- Посмотрите внимательно, из каких геометрических фигур состоит образец? (треугольник, квадрат, полоски, восьмиконечная звезда).
- Скажите, как из длинной полоски сделать две короткие полоски? (нужно согнуть полоску пополам и разрезать по сгибу).
- Как разделить большой квадрат на четыре маленьких квадрата? (надо согнуть квадрат пополам и еще раз пополам и вырезать по сгибам).
- А каким способом из квадрата получить два треугольника? (нужно взять квадрат за угол левой рукой и разрезать от одного угла до противоположного. Или один угол согнуть противоположному углу и разрезать по сгибу).
- Как получить восьмиконечную звезду? (ножницами отрезать ту часть разметки, которая заштрихована).
- Скажите, как правильно пользоваться ножницами? (в кольцах большой и средний пальцы, указательный придерживает лезвия ножниц снизу – помогает открывать и закрывать их и направляет движение).
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Те атя Вейке, кавто, колмо,
Те баба Ниле, вете.
Те тетя Кинень пончи
Те ава Каткань пекесь?
Вот и вся моя семья.
Ребята, а теперь начнем работать. Не забывайте сравнивать свой узор с образцом. (во время самостоятельной работы воспитатель помогает тем, кто затрудняется).
Звучит музыка.
- Дети, я считаю, что вы молодцы! Вы старались, справились с заданием. Лера, что можно еще сказать, глядя на эти работы?
Засияли на листах Валске рана, кодак стян,
Яркие, как зори, Лисян ушов ды вярштан:
Красивые, нарядные Келейть минек паксянок,
Мордовские узоры. Сэрейть минек сюронок.
Те Монь чачи мастором,
Тесэ эри народом.
Для меня Мордовской Чачома мастором
Краше нет земли Сырнес воязь край
И горжусь, что я зовусь Гайги тондеть мором
Мокшанкой из мордвы! Мокшоэрзянь рай.
Воспитатель: Ну, а какой фестиваль без песни. Мордовская песня «Лён».
Оля: В долгожданный этот праздник
Здесь вам каждый очень рад
И поэтому мы вместе
Говорим – «Шумбрат, Мордовия!»
Литература
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Санкт – Петербург, 1998.
2. Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации. Министерство образования Республики Мордовия. – Саранск, 2001.
3. «Одежда и традиции татарского и мордовского народов»,
стр. 56 – 61/ «Ребенок в детском саду», 2004, №6.