светлана платонова
НОД по художественному развитию в старшей группе «Зимние пейзажи»
Конспект занятия в старшей «Б» группе
«Зимние пейзажи русских художников»
Воспитатель: Платонова С. А.
Цель: Создание условий для умения рисовать детьми, зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы (акварель, ватные палочки, поролоновый тампоны)
Задачи: Создать условия для :
Публикация «НОД по художественному развитию в старшей группе „Зимние пейзажи“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
-Расширения и уточнения представления детей об особенностях зимнего пейзажа, на примере картин русских художников И. И. Шишкина, И. Левитана, И. Э. Грабаря;
- умения проявление эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова и музыкальных произведений;
-Развития самостоятельности, инициативности, индивидуальности, а так же чувство ритма и композиции, активизировать творческие проявления детей.
- Воспитания любви к родному краю через чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о времени года - зима.
2. Рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей в альбомах и журналах.
4. Прослушивание музыкальных произведений по теме (П. И. Чайковский «Времена года»)
Материал и оборудование:
1. Компьютерная презентация зимних пейзажей И. И. Шишкина «Зима», И. Левитана «Зима в лесу. Волк», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
2. Гуашь (белая, коричневая, поролоновые тампоны, ватные палочки, тонированные листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки.
3. Магнитофон, диск с записью «Времена года. Зима». П. И. Чайковского.
Ход занятия:
Вводная часть:
Ребят, сегодня к нам в группу пришла гостья,
а кто она?вам нужно отгадать! А вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
***
Когда она приходит
И посохом взмахнет,
Собою сменит осень,
Под снегом все уснет. (Зима)
-Правильно!
Еще мне бы хотелось послушать ваши стихотворения о зиме.
***
Открываем календарь
Начинается январь
В январе, в январе
Много снегу во дворе
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом (Саша)
Скрип шагов вдоль улиц белых
Огоньки вдали!
На стенах обледенелых
Блещут хрустали!
От ресниц нависнув в очи
Серебристый пух
Тишина холодной ночи
Занимает дух (Леша)
***
Ветер стих и все темнеет!
Только бы уснуть
Ясный воздух сам робеет
На мороз вздохнуть (Егор)
Вопросы к детям:
Ребята а что происходит с природой зимой?
Вам нравится зимняя природа? (Да).
Что такое пейзаж?
А теперь давайте закроем глаза и послушаем музыку, а написал её П. И. Чайковский, называется она «Декабрь». Послушаем музыку и представим зимний пейзаж, что происходит с природой в декабре.
Вот так любуясь красотой природы, у людей появляется желание передать эту красоту в стихах - как делают поэты, в музыке - как делают композиторы и в живописи - как делают художники. Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы.
А сейчас мы и рассмотрим зимние пейзажи русских художников.
Основная часть: Презентация:
Перед нами картина великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина «Зима».
- Что Мы видим с вами на этой картине? дремучий зимний лес. Прошел уже не один снегопад, и весь лес завалило снегом.
-Что мы видим на переднем плане? мы видим поваленные старые стволы деревьев, ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа. Это пустынный скованный морозом лес, в котором жизнь замерла.
-Какие цвета использует художник в этой картине? Художник использовал белый и черный (а точнее все оттенки коричневого) цвета.
Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка.
А вот и портрет самого художника И. И. Шишкина.
***
На следующей картине художника Исаака Левитана, которая называется «Зима в лесу. Волк»
- Что мы видим на этой картине? тоже зимний лес.
- В чем отличия от предыдущей картины? Здесь лес черный, голый, холодный. Мы видим белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега – все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. На переднем плане опушка, редкие деревья.
- Какое настроение несет эта картина? От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И завершает этот пейзаж изображение одинокого волка – сильного, матерого зверя, который также бессилен перед холодом и голодом.
И конечно нам становится интересно, как выглядит сам художник этой картины.
***
Последняя картина, которую мы рассмотрим, совсем отличается по настроению от других. Она передает радость приближающейся весны и называется «Февральская лазурь». Написал ее художник пейзажист Игорь Грабарь.
- Что изображено на этой картине? С первого взгляда ничего особенного на этой картине нет: снег, береза на все полотно, небо.
- Как вы думаете, какое настроение у этой картины? вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, какими чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору.
- Какими цветами красок пользовался в этой картине художник? Белизну снега он передал голубым цветом, голубизну неба – густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на картину, и поднимается радостное настроение, приближается весна.
А так выглядит художник картины «Февральская лазурь» Игорь Грабарь.
Вопросы к детям по презентации:
Что изображено на картине? Какая здесь зима? О чём пытается рассказать нам художник? Что покорило и удивило его? Какая по настроению картина? Чем отличаются картины? Что общего?
Ребята, вы познакомились с зимними пейзажами русских художников. А хотите побывать сегодня тоже настоящими живописцами, художниками? (да) Каждый из вас будет создавать свой зимний лес, учиться передавать настроение в рисунке, как это делали настоящие художники.
Но сначала мы с вами разомнемся на зимней прогулке.
Физкультминутка
Как интересно нам зимой
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем,
Все дружно лыжи одеваем,
Потом все встали на коньки.
Зимой веселые деньки!
А теперь мы приступим к рисованию зимнего пейзажа, зимнего леса. У нас уже с вами есть, заранее изготовлены, заготовки наших картин. Вам осталось изобразить на своей картине зимний пейзаж. Давайте вспомним, как мы используем ватные палочки, как нарисовать деревья, какие деревья большие деревья – ближе, маленькие – дальше от нас. Какая может быть погода в лесу? (снежная, ветряная, светит солнышко или темно и метет метель). Может быть, вы изобразите лесного зверя (зайца, волка, лисицу, белку).
Пригласить ребенка для того чтобы показать какие приемы рисования нужно использовать.
Самостоятельная работа детей. Оказание помощи в процессе рисование, похвала, индивидуальный подход к каждому ребёнку, предложение идей для рисования.
Итог:
Послушайте, еще одно стихотворение А. С. Пушкина как он говорит о зиме!
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама,
Идет волшебница зима (андрей)
***
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов…»(Ульяна)
- Ребята, посмотрите какой зимний лес у каждого из вас! Что интересного или необычного вы заметили в рисунках друг друга? Давайте попробуем определить настроение каждой картины! Какое настроение осталось у вас после занятия? Вот с таким настроением мы и продолжим наш с вами день.