Анна Андреева
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Петриковская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему
Программные задачи:
1. Расширить представление о предметах быта, украшенных Петриковской
росписью.
2. Закрепить умение составлять узор в стиле Петриковской росписи из
традиционных элементов.
3. Стимулировать проявления творчества в составлении композиции, подборе
элементов узора по мотивам Петриковской росписи.
4. Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Темочки:
5. Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны.
Планируемые результаты:
• Имеет представление об истории возникновения Петриковской росписи, особенностях техники выполнения;
• Выполняет рисунок узора в стиле Петриковской росписи разными способами;
• Эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1 Знакомство с бытом казаков.
2 Ознакомление с Петриковскими изделиями.
3 Ознакомление с элементами Петриковской росписи.
МАТЕРИАЛ: бумажная тарелка, бумажная разделочная доска, гуашь, кисти, простые карандаши, ватные палочки, вода, салфетки, элементы узоров для рассматривания, посуда с нанесенным петриковским узором.
.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Это детский сад № 3 Колокольчик? Вы из подготовительной группы «Почемучки»?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит я попала по адресу. Я кубанская мастерица. Пришла вас о помощи просить. Выслали мы в ваш детский сад образцы нашего творчества : расписные подносы, тарелочки, разделочные доски, чтоб воспитатели младших групп смогли познакомить детей с видом нашей росписи, но вот беда, они затерялись при доставке на почте. Знаю, что вы ребята очень творческие и с можете расписать новую посуду и предметы кухонного обихода. Наши гости возьмут ее к себе в группы.
Воспитатель. Послушайте стихотворение и отгадайте о какой росписи идет речь?
Солнце! Здравствуй! Хлынули лучи.
Роспись Петриковская пред нами.
Озаряет душу нам в ночи
Ярко-самобытными цветами.
Словно птица приземлилась здесь,
Перья нам оставила на память,
Чтобы знали - птица счастья есть.
Символ жизни - чистота и пламя.
Воспитатель. О чём стихотворение?
Дети. Про Петриковскую роспись.
Воспитатель: Молодцы! Прежде, чем приступить к росписи, вспомним :
Почему роспись получила название Петриковская?
Дети: Это вид росписи появился в казацком селе Петриковке. Идея украшать этой росписью позже пришла и к нам на Кубань.
Воспитатель : Так как же еще эту роспись называют?
Дети: Кубанская. Потому что в росписи использованы рисунки цветов, которые растут у нас на Кубани.
Воспитатель: Как возникла Петриковская роспись?
Дети: Интересный обычай возник так: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Весной хозяйки белили хаты белой глиной, затем расписывали стены фантастическими птицами, цветами. Считалось если хата расписана красиво, то хозяйка работящая, а если нет то ленива и как правило с ней ни кто не общался.
Воспитатель : Из чего изготовляли краски?
Дети : Из трав, цветов, из луковой шелухи, коры деревьев, из плодов вишни, шелковицы, так же глину и сажу не забывали. А, чтоб краски ярче были добавляли молоко и яйцо.
Воспитатель: Какие краски использовали народные мастера, расписывая посуду?
Дети: Яркие: красную, синию, оранжевую, желтую, зеленую.
Воспитатель: Из чего делали кисти?
Дети : Из шерсти домашних животных. А еще любили петриковские мастера расписывать пальцами.
Воспитатель: Что любили мастера изображать в своих работах?
Дети: Цветы, ягоды. Меньше всего животных, птиц.
Воспитатель: А для чего народные умельцы расписывают посуду?
Дети: Чтоб дома было красиво, как на празднике.
Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд, народ сложил пословицы и поговорки.
Вспомним пословицы и поговорки о труде?
Дети:
Делу – время, а потехе-час.
Терпенье и труд все перетрут.
Хорошая работа два века живет.
Каков мастер, такова и работа
Воспитатель: Давайте, вспомним элементы кубанской росписи. Название мазков?
Дети: Травинки, цветочки, зернышки, изогнутые зернышки.
Д/ и : «Угадай элементы кубанской росписи?».
Воспитатель: Верно, одним из главных элементов Кубанской росписи является бегунок- Цветы, листья, ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Как убеждают мастера Кубанской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, благополучия в доме, бесконечной любви.
Воспитатель: Какие мы используем мазки, что нарисовать цветы, листья?
Дети: Зернышко, кривенькое зернышко.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться нам в мастерскую, я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты! (Потягивание. Руки в стороны, вращение кистями).
К солнцу тянуться цветы,
С ними потянись и ты (Руки вверх. Подняться на носки)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (дети изображают ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускаются лепесточки (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут! (Потягивание. Руки в стороны, вращение кистями).
Воспитатель: Присаживаемся за столы
Воспитатель: Теперь изобразить Петриковскую роспись для вас не составит особого труда.
Самостоятельная работа. (Во время работы воспитатель помогает, если возникнут трудности).
Пальчиковая игра
Разогреем ладони о пальцы. Крепко прижмем ладони друг к другу и сильно потрем вверх вниз.
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Крепко, крепко, крепко трём,
Разогреться им даём.
Мы с мизинца начинаем,
Большим пальцем растираем,
По спирали вверх идём,
Так все пальцы разомнём.
Воспитатель: Ну, какие же вы мастера-рукодельники! Самое главное, нарисовали правильно все элементы и цветовую гамму
Петриковской росписи. Их так много, что мы с можем подарить их малышам
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что получилось? Как вы думаете, вы справились?
петриковской росписи. Ничего не забыли, ничего не добавили лишнего?
Воспитатель: Что интереснее всего было?
Дети: Роспись посуды Кубанской росписью.
Воспитатель: Что для вас оказалось труднее всего?
Воспитатель: Всё потому, что вы трудились с душой. Ведь на Кубани «Кто ленится, тот не ценится», а еще говорят «Не сиди сложа руки, не будет и скуки».
Воспитатель: До свидания, мои милые!