Альбина яковлева
НОД по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у девушки-северяночки»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе «В гостях у Девушки-Северяночки»
(Формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
Развитие сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия при формировании целостного визуально-пространственного образа цифры 9.
Публикация «НОД по ФЭМП в подготовительной группе „В гостях у девушки-северяночки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Развитие способности ориентироваться в пространстве (формирование способности удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении) : при прорисовывании в воздухе цифры 9; при перемещении в пространстве групповой комнаты со зрительной ориентацией на предметные ориентиры; при воссоздании силуэтного изображения чума из геометрических фигур со зрительной ориентацией на наглядный образец.
Расширение образного представления на основе восприятия цифры 9 как знаково-символического обозначения числа девять; цифр и следов как знаково-символических средств - указателей схемы пути; Круга Времен Года и Круга Частей Суток как способах знаково-символического моделирования временных отношений.
Развитие способности к творческому самовыражению через проживание различных образов.
Ход.
I. Вводная часть
1. «Полярная ночь»
Звучит музыкальное сопровождение к сказке «Девушка и Луна».
Дети вместе с воспитателем вспоминают сказку «Девушка и Луна».
- Отправимся в гости к доброй Девушке. Дорогу нам будет освещать заботливая Луна. (Демонстрация изображения Луны на фланелеграфе.)
- Ведь зимой на Крайнем Севере ничего нельзя разглядеть - темно, круглые сутки - ночь. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки - ночь. Полярная ночь. (Наглядная демонстрация этого явления на Круге Частей Суток, четыре сектора - четыре части суток - заполняются треугольниками черного или темно-синего цвета.)
- И тянется полярная ночь полгода. (Наглядная демонстрация этого явления на Круге Времен Года. Два сектора из четырех заполняются треугольниками черного или темно-синего цвета.)
- Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день, полярный день. Засыпаешь - светло, просыпаешься - светло. ( Наглядная демонстрация этого явления на Круге Времен Года: два сектора из четырех заполняются треугольниками белого цвета.)
2. «Созвездие Большой Медведицы и Полярная звезда»
- Длина полярная ночь - целых полгода длится.
- Чем заняться в это время? (Предложения детей.)
- Девушка очень любит рассматривать звездное небо. Больше всего ей нравится созвездие Большой Медведицы. (Демонстрация аппликационной картинки «Созвездие Большой Медведицы и Полярная звезда», выложенной на фланелеграфе, см. рис. 3.)
- Сколько звездочек в этом созвездии? (Коллективный счет звезд.)
- В Созвездии большой Медведицы - семь звезд. (Поочередная демонстрация семи звезд, образующих созвездие.)
- На что похоже это созвездие? (Ответы детей.)
- Созвездие Большой Медведицы похоже на ковш. Его образуют семь звезд. (Воспитатель поочередно соединяет звезды, наглядно демонстрируя детям контурное изображение ковша, образованного семью звездами.)
- Рядом с этим созвездием есть еще одна очень яркая звезда. (Демонстрация одиноко висящей звезды.)
- Это Полярная звезда. Сколько всего звездочек увидела Девушка на темном полярном небе? (Ответы детей.)
- Всего на небе сегодня видно восемь звездочек. (Поочередная демонстрация восьми звезд, коллективный пересчет.)
- Как узнали?
Дети формулируют арифметическое действие сложения (7 + 1 = 8).
3. Предлагаю следующюю игру «Звезды и Луна»
- Расположите звезду справа (слева) от Луны.
Один из детей по желанию выходит к фланелеграфу и располагает на нем звезды, следуя словесной инструкции воспитателя. (Звезды размещаются «на небе» по одной.)
- Разместите звезды над Луной (под Луной, за Луной, перед Луной). (Задание выполняется аналогично.) Молодцы, справились совсеми заданиями.
4. «Идем по следам» А теперь отправляемся в гости к Девушке. Посмотрите на снегу следы, как вы думайте, чьи они (у человека, может у девушки. Пойдем прямо по следам, шагать нужно, наступая на следы то левой, то правой ногой. При этом, нужно считать каждый шаг. Надо обьязательно запоминать количество шагов и направление движения. Это поможет, не заблудится на обратном пути.
II. Основная часть
1. «Считаем следы и шаги»
- Сколько всего следов оставлено на снегу? (Коллективный пересчет следов.)
- Сколько шагов мы сделали? (Ответы детей.)
- Что можно сказать о количестве следов на снегу и шагов, которые мы сделали? Количество следов и шагов равное или разное (Ответы детей.)
- Количество следов и шагов равно. Каком числом можно обозначить это количество? (Предположения детей.)
- Количество девять обозначается числом девять. (Пауза. Повтор детьми.)
- Какой цифрой можно обозначить число девять? (Предположения детей.)
- Число девять обозначается цифрой 9. (Демонстрация изображения цифры 9 или ее объемной модели.)
«На что похожа цифра 9?» (см. рис. 4,. Например:
Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет. (С. Маршак)
- Нарисуйте эту цифру в холодном северном воздухе. (Дети рисуют в воздухе - рукой или пальцем без зрительной опоры на наглядный образец - изображение цифры 9.)
Физкультурная пауза «Северный Ветер и цифра 9»
- Подул холодный Северный Ветер и замел все следы.
Воспитатель включает звукозапись «Шум Северного Ветра» и убирает следы (или засыпает их снежинками, вырезанными из бумаги).
- Посмотрите, какие необычные следы оставил на снегу холодный Северный Ветер!
Воспитатель обращает внимание детей на «следы», которые оставил «на снегу» холодный Северный Ветер.
Предварительно воспитатель рисует две цифры «9» : мелом - на полу, и голубым фломастером - на листе ватмана.
- У каждого следа нет ни начала, ни конца!
Воспитатель предлагает группе детей пройти по этим необычным следам, оставленным на снегу Северным Ветром. Делать это нужно очень осторожно, так, как нравится Северному Ветру, иначе Северный Ветер может замести следы.
- След Северного Ветра нужно пройти, начиная от конца линии. Идти нужно ровно, прямо по линиям, не сходя с них. (Демонстрация на изображении цифры 9.)
Воспитатель предлагает детям зарисовать пройденный ими путь в воздухе - пальчиком. (Дети выполняют задание, зрительно ориентируясь на наглядный образец - изображение «следа», т. е. цифры 9.)
2. «Трудные задания Северного Ветра»
А. - Давайте все вместе доставим радость Северному Ветру и напишем еще раз в воздухе его любимую цифру - цифру 9! (Дети выполняют задание, но на этот раз - без зрительной опоры на наглядный образец.)
Б. - Что-то Северный Ветер расшумелся! Слышите?
Воспитатель включает музыкальную запись.
- Так, шумя, Северный Ветер просит нас выполнить задания только тогда мы можем попасть к Девушке.
задание. Веселые задачи.
1. Какое сейчас время года?
2. Сколько глаз у 2 сов?
3. Сколько лап у 3сов?
4. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
5. Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько у бабушки внуков?
7. Как называется фигура без углов?
задание. Решение задачи. (С использованием палочек Кюизенера)
Выбор действия.
На дереве сидели 3 синички, прилетели ещё 3 снегиря. Сколько птиц
на дереве?
3+3=6
На елке висели 6 шишек, 2 упали. Сколько шишек осталось на дереве?
6-2=4
задание. Д/и Весёлый счёт.
Конверты с набором цифр
- Выложите цифровой ряд от 1 до 10.
1. Назовите число на 1 больше 5, 7, 3.
2. Назовите число на 1 меньше 4, 6, 8.
3. Назовите соседей числа 3,5,8.
4. Назовите какая цифра пропущена
3. 5. 7 4_6_8
3. «Строим чум» (составь числа 9)
- Итак, мы - в гостях у Девушки! Она приглашает нас войти в свой дом! (Демонстрация объемного макета чума.)
- Как называется жилище народов Севера? (Ответы детей.)
- Олени, пустившиеся вместе с людьми в путь по холодной зимней тундре, облюбовали место рядом с чумом Девушки для своего стойбища. И теперь люди, которые пришли вслед за этим стадом оленей, расставляют свои чумы (яранги). Поможем оленеводам сделать это? (Реакция детей.)
Дети рассаживаются за столы и приступают к выполнению задания. На столе перед каждым ребенком лежит набор геометрических фигур к конструктивной игре «Собери чум», а также - расчлененный силуэтный образец чума, сложенного из геометрических фигур. Воспитатель на фланелеграфе демонстрирует детям такое же изображение чума.
- Как много красивых теплых чумов из оленьих шкур мы помогли поставить оленеводам рядом с чумом Девушки! (Воспитатель предлагает детям рассмотреть друг у друга сложенные чумы.)
- Теперь Девушке будет не скучно одной посреди тундры.
Д/и Счетные палочки.
а) «Северный Олень - друг Девушки»
- Ребята, помните, кто в сказке был другом Девушки? Отгадайте загадку: Ему рога носить не лень, ведь он же….(Северный олень).
(Ответы детей.)
- Я изобразила фигуру оленя на фланелеграфе с помощью палочек. (Демонстрация силуэтного изображения оленя, сложенного на фланелеграфе.)
Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить такую же фигурку оленя из тех счетных палочек, которые лежат на их столах. Дети индивидуально выполняют задание, сидя на своих местах и используя раздаточный материал, опираясь на образы зрительной памяти. (Образец убирается воспитателем.)
По окончании выполнения детьми задания воспитатель вновь выставляет образец и дети зрительно сравнивают с ним выложенные самостоятельно изображения оленя.
б.) «Олень обернулся назад»
Воспитатель предлагает детям внимательно выслушать и выполнить следующее задание:
- Переложите 2 палочки так, чтобы фигура Оленя «обернулась» («посмотрела») назад. (Схема преобразования фигурки оленя - см. рис. 3).
- Не торопитесь перекладывать палочки! Сначала подумайте: как можно решить эту задачу?
После того, как найдено правильное решение, дети индивидуально осуществляют преобразование фигурки оленя, сидя на своих местах, используя палочки
- Вот сколько верных друзей - оленей появилось у Девушки! И все - благодаря вашей помощи. (Дети рассматривают друг у друга выложенные изображения оленей.)
- Олени зорко следят: не грозит ли Девушке опасность? Они смотрят вперед (демонстрация изображения оленя, смотрящего вперед, а потом - оборачиваются назад (демонстрация изображения оленя, смотрящего назад! И так снова: посмотрят вперед - обернутся назад! (Поочередная демонстрация этих двух изображений.)
III. Заключительная часть
1. «Возвращение домой по следам»
- Пора возвращаться домой. Кто помнит, сколько шагов мы сделали, чтобы попасть на Север? (Ответы детей.)
Дети перемещаются в пространстве групповой комнаты, зрительно ориентируясь на девять следов, по которым они шли ранее.
Итог: Где мы сегодня с вами побывали? Какое задание для вас было самым трудным? Легким? Молодцы, справились совсеми заданиями. Для вас Девушка и олень отправили с Северным ветром подарки - драгоценые камни.
(Предлагает вспомнить сюжет сказки «Серебряное копытце»)