Людмила Ладыгина
НОД по ФЭМП для детей 4–5 лет «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Математическое развитие ребенка играет огромную роль в его личностном развитии. Формируя элементарные математические представления, мы тем самым, опосредованно оказываем влияние на развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей дошкольников.
Публикация «НОД по ФЭМП для детей 4–5 лет „Путешествие в сказку „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Колнспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание данной методической разработки осуществляется в рамках решения задач образовательной области «Познавательное развитие». Реализуя задачи образовательной области, у детей формируются первичные представления о количестве, числе, форме, размере, пространстве и предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
В контексте ФГОС активно используются в ходе образовательной деятельности инновационные технологии: игровые; квест-игра; технология речевого развития; ИКТ технологии; технология исследовательской деятельности: опыты; здоровьесберегающие технологии.
Представленная методическая разработка, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей 4-5 лет.
Содержательный раздел.
НОД по образовательной области «Познавательное развитие».
ФЭМП для детей 4-5 лет.
Тема: Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Цель занятия: формирование элементарных математических представлений у детей и знакомство со свойствами воды, через игру-путешествие (квест-игра) по русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие».
Виды деятельности – ФЭМП, познавательно-исследовательская.
• «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности – игровая.
• «Физическое развитие».
Виды деятельности – двигательная.
• «Речевое развитие».
Виды деятельности – коммуникативная.
Образовательные задачи:
1. Количество и счет.
- закреплять счетные умения в пределах пяти;
-продолжать учить соотносить цифры с количеством предметов;
- упражнять в умении сравнивать две группы предметов.
2. Геометрические фигуры.
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- продолжать учить находить определенную фигуру среди других.
3. Ориентировка в пространстве.
- учить ориентироваться на листе бумаги и обозначать словами положение предмета относительно себя.
Развивающие задачи:
- развивать у детей внимание, память, мышление, воображение, творческие способности.
- развивать умение соотносить речь с движением.
- развивать коммуникативные умения.
- продолжать формировать умение активно участвовать в беседе;
- развивать речь и обогащать словарь детей.
- формировать потребность и интерес к двигательной активности.
Познавательно-исследовательская деятельность.
- продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах);
- развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать и получать новые знания.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, чувство сопереживания и чуткость к героям сказки;
- закреплять желание и умение выполнять задания сообща.
Оборудование:
• Компьютер, экран, проектор
• Магнитные доски (2шт)
• Столы (4шт)
• Демонстрационный материал: 2 яблока желтого и 3 красного цвета на магнитах, ручей из ткани, гимнастический мостик, мнемоквадраты с символами свойства воды, ковер-самолет из картона с геометрическими фигурами «заплатками» разного размера.
• Раздаточный материал: листы бумаги, карточки с фруктами и овощами, кубики с цифрами от 1 до 3, 3 корзины, пластиковые стаканчики с водой, сахар, одноразовые ложки, салфетки, кисточки, краски.
Словарная работа:
Предметы: ковер-самолет, жидкость, заплатки.
Действия предметов: меняет, течет.
Признаки предметов: бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Предварительная работа:
• Чтение и театрализация сказок.
• Дидактическая игра «Заплатки на юбке Бабы-яги».
• Беседа с детьми о «волшебном транспорте» (ступа, метла, печь, ковер-самолет)
• Опыты с водой.
• Разучивание физкультминуток.
Ход НОД.
1. Мотивационный этап.
В-ль: Сегодня к нам пришли гости. Что надо сделать?
Дети: Поздороваться. (говорят «здравствуйте»)
В-ль: Давайте покажем нашим гостям, какие вы дружные дети.
Коммуникативная игра «Дружный круг»
Цель: способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Справа друг и слева друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сделаем большой мы круг,
Здравствуй, здравствуй, добрый друг.
2. Ориентировочный этап.
В-ль: Дети, сегодня утром на компьютер пришло электронное письмо. Я его еще не открывала, давайте посмотрим вместе, от кого оно.
(презентация)
1-й слайд: письмо
2-й слайд «Отгадай сказку» (загадка)
3-й слайд: картинка по сказке «Гуси-лебеди».
В-ль: правильно, это сказка «Гуси-лебеди». А кто же нам прислал письмо?
4-й слайд: (картинка и голос Машеньки)
- Помогите спасти моего братца, его украла Баба-яга, чтобы его вернуть, надо выполнить задания, а одна я не справлюсь.
В-ль: Поможем Машеньке? Тогда в путь. А чтобы нам быстрее добраться, полетим на волшебном ковре-самолете.
(разворачиваю ковер, а там дырки в виде геометрических фигур)
В-ль: Вот беда, ковер прогрызли мыши. Что же делать?
Дети: Его надо починить.
В-ль: Правильно, будем делать заплатки. Но дырки необычной формы, на что они похожи? На геометрические фигуры.
Математическая игра «Почини ковер»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и находить определенную фигуру среди других.
В-ль: геометрическую фигуру надо наложить на дырку и посмотреть, подходит или нет.
- Таня, какую фигуру ты взяла? Какую дырку закроешь?
В-ль: наш ковер готов к полету, все на борт. (встают на ковер)
5-й слайд: под музыку «Приходите в гости к нам поскорее»
С вами мы уже в полете,
На ковре, на самолете,
Наш ковер летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадем
и героев позовем.
3. Исполнительский этап.
В-ль: Вот и прилетели. Кого первым повстречала Машенька?
Дети: Печку.
6-й слайд: печка
В-ль: какие слова говорила Машенька печке? Вера, спроси у печки, куда гуси-лебеди полетели.
Печка: Выполните мое задание, скажу. Мне нужно печь пирожки, а овощи и фрукты перепутались. Помогите разложить их по полочкам.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, различать положение предметов относительно себя (справа, слева, внизу, вверху).
-морковь положите на верхнюю полку (дети за столом выполняют задание на листах бумаги)
- капусту на нижнюю полку.
- яблоки на левую полку
- груши на правую полку.
В-ль: на каких полках лежат овощи?
Дети: На верхней и нижней.
В-ль: на каких полках лежат фрукты?
Дети: на левой и правой.
В-ль: печка, мы выполнили твое задание.
Печка: молодцы! Гуси-лебеди полетели к яблоньке.
7-й слайд: яблоня.
В-ль: Артем, спроси у яблоньки, куда гуси-лебеди полетели.
Яблоня: Сосчитайте мои яблоки, скажу.
Математическая игра «Сколько яблок».
Цель: закреплять счетные умения в пределах пяти и сравнивать две группы предметов.
- сколько красных яблок? (ребенок считает) 3.
- сколько желтых яблок? 2.
- сколько всего яблок? 5.
- каких яблок больше? Красных.
- а что нужно сделать, чтобы яблок стало поровну?
- убрать одно яблоко.
В-ль: Устали мы считать, надо нам поиграть.
Физминутка «Яблонька»
Вот так яблоки, (руки вверх)
Они – соку сладкого полны. (руки на пояс)
Руки протяните, (руки вверх)
Яблоки сорвите. (движения «срывают яблоки»)
Стал ветер веточки качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоки достать. (потянулись)
Подпрыгну, руки протяну, (подпрыгнули)
И быстро яблоки сорву.
(хлопок руками над головой)
В-ль: яблонька, выполнили мы твое задание.
Яблоня: молодцы! Гуси-лебеди полетели к речке.
9-й слайд: речка.
В-ль: давайте у речки спросим, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: уберите камни, скажу куда дальше идти.
Игра «Найди цифру»
Цель: соотносить цифры с количеством предметов.
В-ль: надо убрать камни с цифрой 3 и положить в корзину, где нарисовано 3 предмета (затем цифру 1 и 2).
В-ль: речка, освободили мы тебя от камней.
Речка: спасибо вам, а теперь по мостику пройдете и в избушку Бабы-яги попадете. (дети идут по мостику)
В-ль: Это лаборатория Бабы-яги. Она здесь делает разные опыты. И нам приготовила разные задания. Занимайте места.
Опыты с водой.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,
Развивать познавательный интерес, желание исследовать и получать новые знания.
Опыт №1. «Вода не имеет запаха».
- Возьмите стаканчик с водой и понюхайте. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Чтобы вам лучше это запомнить, у Бабы-яги есть вот такой символ. (мнемоквадрат)
Опыт №2. «Вода не имеет вкуса».
- Возьмите стаканчик с водой и попейте. Есть у воды какой-то вкус?
Вывод: у воды вкуса нет. Чтобы вам лучше это запомнить, у Бабы-яги есть вот такой символ. (мнемоквадрат)
В-ль: а теперь возьмите ложечки и положите в воду сахар, размешайте и попробуйте какая стала вода? (сладкая).
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, который в нее добавили.
Опыт №3. «Вода не имеет цвет»
- А какого цвета вода? У воды нет цвета. Она бесцветная.
В-ль: А я знаю, что вода может изменить свой цвет. Возьмите кисточку и добавьте краску в воду. Какая стала вода? Она стала разного цвета. Назовите у кого какой получился цвет.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная, но вода может менять цвет от того, что в нее добавили.
Давайте и этот символ запомним.
В-ль: все задания Бабы-яги выполнили, а где же Баба-яга и Ванечка? Давайте по мостику пройдем и Бабу-ягу найдем. (идут по мостику)
10-й слайд: баба-яга.
- ой, какие умненькие. Все мои задания выполнили. Ладно, верну я Ванечку.
11-й слайд: Машенька.
- спасибо вам дети, без вас, я бы не справилась с заданиями Бабы-яги.
12-й слайд: музыка
В-ль: нам пора возвращаться в д/с. Все на ковер-самолет и говорим волшебные слова.
С вами мы уже в полете
На ковре, на самолете.
Он по небу быстро мчится,
Должны в группе очутиться.
4. Рефлексивный этап.
- По какой сказке мы путешествовали? Кому помогали? Что вам больше всего сегодня понравилось?