Викторова Татьяна
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя в средней группе на основе р. н. с. «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через фольклор.
Образовательные: Закрепить умение изолированно произносить звук «У» в подражании и словах.
Расширять словарь с помощью антонимов и прилагательных.
Продолжать формировать умение согласовывать числительное с существительным.
Продолжать учить понимать и оценивать поступки героев.
Развивающие: продолжать развивать фонематический слух и ритм. расширять словарь детей путем подбора антонимов;
Развивать навыки словообразования существительных с помощью методического приема «увеличение-уменьшение»;
Темочки:
Развивать умение двигаться в соответствии со словами; творческое воображение и фантазию.
Воспитательные: воспитывать умение доводить начатое дело до конца, формировать у детей дружеские взаимоотношения, представление о доброте, дружбе, взаимопомощи; приобщать к правилам безопасного поведения в обществе.
Оборудование: Ширма для того чтобы за ней мог спрятаться взрослый, музыкальная запись «В гостях у сказки», звуковой домик (авторская разработка, карточка-символ звука «У», картина по теме «Заюшкина избушка» (избушка и из нее выглядывает лиса. Лиса мобильная) 2 зайчика грустный и радостный. Радостный зайчик тоже мобильный)
Ход занятия
Ребята, посмотрите, а у нас гости. Скажем, друг другу вежливые слова и познакомьтесь с педагогами.
Некоторые педагоги первый раз в нашей группе, давайте им порасскажем о нашей группе. Как она называется?
Дети: «Лесная сказка».
В. А какие сказки живут в нашей группе? (дети называют)
И правда - много. Представьте, когда нас нет, они оживают и начинается сказочное представление. Закройте глаза и представьте.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Ой, вы так сильно представили, что сказка сама в гости нас зовет. О какой сказке ты помечтал? А ты?
Интересно, откуда же музыка звучит? (воспит уходит за дверь и вносит золотой ключик). Вот ключик нам и откроет дверь в сказку.
Для начала нам надо подготовиться, потренировать язычок, ведь в сказке живут говорящие герои и очень бы хотелось, чтобы они нас понимали. Ну, что идем? Повторяйте за мной упражнение и делайте шаг вперед.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери
«приоткрыть рот»
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре-самолете
«лопатка»
Или с бабой-ягой на метле
«часики»
На плоту по молочной реке
«лопатка»
И верхом на Коньке-Горбунке
«лошадка»
Можно в сказку влететь на жар-птице
«качели»
Можно на колобке закатиться
«кружок»
Или с петухом на кураже (Трубочка)
Ой, мы, кажется, в сказке уже.
2 часть.
Да для нас тут стульчики приготовлены. Давайте присядем? (Дети садятся на стулья. На доске расположен звуковой домик, звуковая карточка-символ гласного звука «У»).
Ребята, как вы думаете, а зачем нас звуковой домик пригласил к себе? Мы же шли в сказку?
(Разные ответы детей)
Интересно -интересно, а что за звук выпал из звукового домика? А как вы догадались?
Дети. Потому что губы сложены трубочкой.
А какую песенку может спеть звук «У»?
Разные ответы детей. … Полететь на самолете (воспитатель с помощью язычка жестами показывает силу голоса звука «У».
Хм, кто-то тихо плачет. Слышите?
Посмотрите за спиной у соседа? Под стульчиком?
Воспитатель: Где ты искал? А ты? (в это время переворачиваем звуковой домик обратной стороной на котором расположена картина «Заюшкина избушка»)
Ответы детей, за спиной у соседа, под стульчиком.
Сидит зайчик на пеньке и плачет.
Поздороваемся с зайчиком. Здравствуй, заинька - дружок.
Что ты ж ты плачешь?
Обидела меня лиса, я ее пожалел, пустил переночевать, а она меня же и выгнала.
Ребята, давайте, поможем зайчику, прогнать лису?
А как это сделать? (разные ответы детей)
У меня тоже есть идея. Но для начала нам надо в сказку войти. Ты кем будешь? а ты? А я буду маленькой букашечкой, буду сидеть на травинке и помогать зайчику. Вокруг себя повернитесь, и в сказке очутитесь.
Ой, мне кажется, что все вокруг большое, огромное не зайка, а зайчище, не лапы а как сказать? Лапищи. не усы, у усищи, ни глаза, а глазищи. Интересно, а ты комарик, что видишь с высока, а ты бабочка?
А мне кажется все маленькое - прималенькое. Не лиса – а лисичка, не зубы, а зубки, не глаза, а глазки, ни когти, а коготочки, ни хвост, а хвостик. Что –то лиса рассердилась, закричала ууу, от вас я убегууу.
Воспит. Ха-ха ха. Вот как ловко, мы прогнали плутовку, а как мы ее прогнали?
Дети. С помощью игры «Наоборот». Зайчика мы сделали сильным, а лису слабой.
Интересно, научите зайчика такой игре?
«Игра «Скажи наоборот»
Цель: совершенствовать умение называть слова антонимы.
Зайчик каким был?- доверчивым, а лиса? – хитрой. Сильный- слабый, смелый-трусливый, У лисы дом был какой? – холодный, ледяной, а у зайки – теплый, деревянный, Лиса по размеру какая? – большая, а зайчик? – маленький. Лиса не хотела уходить из зайкиного дома и поэжтому была сердитая, а зайчик каким был? - добрым,
В. молодцы. Как вы зайчику помогли. Теперь он будет знать, как защищаться от лисы.
Физ. минутка.
Ооо, зайчик хочет вам показать, как он играет. Выходите в круг и повтряйте движения
- Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы,
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
(Присаживайтесь).
Ребята, а вы догадались, в какую мы сказку попали?
Дети. Заюшкина избушка.
Восп. Кто первый пришел на помощь зайчику, чтобы прогнать лису?
Дети. Собака.
Восп. Научим собачку, прогонять лису? Повторяйте за мной. аф- -оф- аф; оф аф- оф. Громко теперь будет лаять собачка? Теперь уж точно, лиса насторожится от необычного лая.
А кто же вторым пришел на помощь зайчику?
Дети. Медведь.
Восп. Давайте и медведя научим прогонять лису?
Поиграем в игру «1-3-5».
Цель. Согласование числительного с существительным.
Лиса подумает, что у медведя много всего и хвостик у нее задрожит от страха и она больше никого обижать не будет.
Интересно, а кто же прогнал лису?
Дети. Петух.
А каким был петух?
Смелым, храбрым, отважным, бесстрашным, сильным, ловким, внимательным.
Давайте поучимся у петушка быть таким как он. И поиграем с вами игру на внимание.
На лесной лужайке, разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки- побегайки. «Лиса»
На слово «лиса» дети хлопают руками как крыльями и кричат «ку-ка-ре-ку».
Вот и вы научились быть таким как петушок, пора нам домой.
Ребята, зайка хочет вам сказать спасибо, но только на своем- на заичьем.
Игра на формирование слухового ритма «Дирижер».
Дирижируем слоги –«спа»- «си» – правой рукой, а «бо» - левой рукой. (затем меняем местами).
Ой, и птичка вас благодарит, клювиком говорит–«спа»- «си» – правой рукой, а «бо» - левой рукой. (затем меняем местами) и букашечка так же машет крылышками. (выполняем аналогично).
3 часть.
Нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Топ-топ-топ мы шли и в детский сад пришли.
Расскажите куда мы с вами ходили? А как мы там очутились? А как мы спасали зайку? А чему учит сказка? Я горжусь вами, вы смелые и надежные ребята! Никакие трудности нам с вами ни по чем!