Татьяна Никитина
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в логопедической подготовительной к школе группе «Весна. Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию целостной картины мира в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: «Весна. Дикие животные наших лесов.»
Программное содержание.
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей об основных признаках весны. Закрепить знания детей о жизни диких животных наших лесов.
Задачи:
- Закрепить знания детей о приметах весны с наглядной опорой на мнемосхемы «приметы весны»;
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Дикие животные весной
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с наглядной опорой на алгоритм последовательности составления рассказа о животном;
- Закрепить знания детей о переменах, происходящих в жизни диких животных с приходом весны;
- Обогащение и закрепление словарного запаса детей по словам-предметам, словам-признакам, словам-действия.
- Продолжать развивать артикуляционные навыки;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук;
- Продолжать развивать умение отгадывать загадки;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, физическая культура.
Материал: письмо от «Весны», мнемотаблица о диких животных, таблички схемы для рассказа о весне, фишки, картинки животных.
Предварительная работа:
Знакомство с поговорками (Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок). Матушка весна – всем красна. В апреле земля преет. Февраль богат снегом, апрель водой. Весна и осень – на дню погод восемь.
Рассматривание иллюстраций на тему «Весна» (расширять представления детей о весне, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя используя распространенные предложения);
Чтение стихотворений о весне (Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями);
Дидактические игры: «Скажи наоборот» (активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением); «Подбери словечко» (учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия); Игра «Узнай зверя по описанию» (учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей); Игра «Кто как голос подает?» (познакомить детей, какие голоса подают дикие животные); Игра «Назови ласково» (учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов); Игра «Один - много» (учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей); Игра «Посчитай!» (учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять»); игра «Чей хвост?» (закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук); Игра «Измени слова по образцу» (образование притяжательных прилагательных); Игра «Наоборот» (образование слов-антонимов); Игра «Четвертый лишний» (учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь); Игра «Сложи картинку» (учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление); Игра «Составление рассказа-описания» (учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей) Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
Чтение художественной литературы: тема «Весна» : В. Бианки. Синичкин календарь. Март. Апрель. Май. ; Г. Скребицкий. Первые листья; Г. Скребицкий. Сказка о весне; Ю. Коваль. Сказка о приходе весны; А. Плещеев. Сельская песня; С. Маршак. Март. Апрель. Май; З. Александрова. Капель; Н. Сладков. Птицы весну принесли. Соловей поет; Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы; Э. Мошкоская. Весенняя арифметика; Е. Липатов. Сонуля; А. Барто. Куда весна пропала; Г. Скребицкий. На лесной полянке (Весна); Э. Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце; Р. Сеф. Отчего весна пришла весной?; Р. н. сказка. Снегурочка.
Тема «Дикие животные» : Г. Снегирев. Хитрый бурундук; В. Бианки. Купание медвежат. Лес и мышонок; К. Ушинский. Лиса Патрикеевна; Н. Сладков. Бюро лесных услуг. Заячий хоровод; И. Соколов-Микитов. Ёж; Э. Мошковская. Колыбельная лосенку; А. Толстой. Ёж; В. Приходько. Пешком шагали мышки; Г. Галина. Песни мышек; С. Маршак. Из цикла “Зоопарк”; Братья Гримм. Заяц и ёж; И. Соколов-Микитов. Белка; Т. Белозеров. Хомяк; А. Барто. Медвежонок-невежа; С. Мурадян. Зайкина шуба; В. Сутеев. Дядя Миша; М. Пляцковский. Как две лисы нору делили; М. Пляцковский. Ежик, которого можно было погладить; И. Кипнис. Зайка-траву поедайка и его семья; А. Усачев. Как ёжик нашел дорогу домой; Р. н. сказки. Лисичка-сестричка и волк. Колобок. Теремок. Лисичка со скалочкой. Три медведя; Финская сказка. Лиса-нянька. ; Латышский сказки. Лесной Мишка. Проказник Мишка.
Части занятия и методические приемы.
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) загадывание загадки о весне;
б) чтение письма от «Весны», с заданиями – схемами для рассказа о приметах весны и о животных;
в) артикуляционная гимнастика;
II. Основная часть - 20 минут.
а) рассказ детей по мнемотабличкам о приметах весны;
б) пальчиковая гимнастика;
в) загадки о животных;
г) физминутка;
д) рассказы о животных с опорой на мнемотаблицу;
е) дидактическая игра: «Какая весна?»;
ж) дидактическая игра: «Кто больше?» (Весной солнце, что делает? - греет, слепит, светит; и т. д.)
з) дидактическая игра: «Назови домик животного.»;
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) ответы детей на обобщающие вопросы воспитателя;
б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).
В) д. игра «посчитай сколько животных спряталось».
Организация детей на непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная часть – стоят вокруг воспитателя: загадывание загадки;
II. Основная часть – сидя на ковре на стульчиках; стоя: вовремя физминутки,
III. Заключительная часть – сидя на стульчиках за столами.
Проведение НОД:
I. Вводная часть.
Дети становятся вокруг воспитателя. Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет. (Весна)
- Только сама весна прийти не смогла, она очень занята, прислала нам письмо с заданиями. Садитесь на стульчики. Проводится артикуляционная гимнастика.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…»
(Дети выполняют задание. Ребёнок подходит к столу, где лежат мнемотаблицы. Надо выбрать нужную схему соответствующему какому ни будь признаку весны, произнести предложение со слов «весной…» и повесить на доску. Когда все схемы – признаки на доске, один из детей рассказывает о всех ранее перечисленных признаках, получается рассказ).
Воспитатель: - Предлагаю показать весне нашу пальчиковую игру (на каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке) :
Ласточка, ласточка
Милая касатушка
Ты где была?
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну красну.
Воспитатель: - Молодцы. А теперь послушайте загадки, которые прислала вам весна.
Ходит по лесу красавец
Он рога несёт легко,
Хоть раскинул широко. (Лось)
Хвост пушистою дугою,
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
За деревьями кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Воспитатель: - Давайте немного отдохнём, выходите на ковёр.
Физминутка: "Веснянка"
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Воспитатель: - А теперь, ещё одно задание, расскажите о животном, а в помощь вам будет мнемотаблица. (Ребёнок выходит, воспитатель даёт ему картинку животного и по мнемотаблице составляет короткий описательный рассказ).
Воспитатель: - Вы молодцы, много знаете о животных. А сейчас поиграем в игру: «Кто больше даст ответов», за правильные ответы будете получать фишки, в конце узнаем, кто больше их собрал. (Проводятся д. и. : «Какая весна?» (Весной тепло, весна какая? – Тёплая; и т. д.); «Кто больше?» (Весной солнце, что делает? - греет, слепит, светит; и т. д.); «Назови домик животного.» (Дом у волка? – логово; и т. д.).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- Что понравилось, что интересного было?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
- И последнее интересное задание:
Сюрприз от Весны : Какие дикие животные спрятались на картинке,
посчитай сколько их.