Вера Иванкова
НОД по формированию целостной картины мира «Хочу быть космонавтом!» (для подготовительной группы)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию целостной картины мира "Хочу быть космонавтом!"
(для подготовительной группы).
Программное содержание: познакомить детей с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях, о планетах Солнечной системы, космических путешествиях, о работе человека в космосе; закрепить знания детей о свойствах линз; обогатить словарный запас детей (словарь: метеорит, скафандр, телескоп, космический спутник); воспитывать уважительное отношение к работе российских космонавтов, желание быть похожими на них.
Публикация «НОД по формированию целостной картины мира „Хочу быть космонавтом!“ (для подготовительной группы)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал к занятию: проектор и экран, иллюстрации космонавтов, увеличительные стёкла и бинокли по количеству детей, обручи для подвижной игры "Космонавты", скафандры, поднос с различной едой и тюбики.
Предварительная работа и работа с родителями: беседы о космосе и космонавтах, чтение произведений о космосе, просмотр мультфильмов «Голубой метеорит», «Тайна третьей планеты», рассматривание иллюстраций на космическую тематику, рассматривание через лупу камешек, шишек, листьев и цветов растений, самостоятельное рисование, заучивание стихов, изготовление скафандров и других атрибутов на космическую тематику (родители и дети).
Содержание организованной деятельности детей.
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня совершим с вами экскурсию в музей космонавтики.
- Отгадайте загадку: Сначала его в центрифуге крутили,
А после в тяжёлый скафандр нарядили.
Отправился он полетать среди звёзд.
Я тоже хочу! Говорят, не дорос. (Космонавт)
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики). Правильно. Почему этот праздник так называется? (Это праздник космонавтов). Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники. Кто такие космонавты? (Ответы детей).
- С древности люди, наблюдая за небом и звёздами, хотели узнать, что же такое звёзды, почему они такие яркие.
Я приготовила для вас увеличительные стёкла (лупы) и бинокли. Вспомните, как мы с вами рассматривали через лупу камешки, шишки, листья и цветы растений. Что происходило, когда мы смотрели через лупу? (Они становились больше). Лупа - это особое стекло, которое увеличивает предметы, делает их больше, часто её так и называют - увеличительное стекло. В бинокле тоже есть такие увеличительные стёкла, но если смотреть в бинокль с другой стороны, то эти стёкла будут уже не увеличивать, а уменьшать. Давайте мы рассмотрим через лупу и бинокль странички в книгах и посмотрим, как изменилось то, что они видят.
- Ребята, когда ещё мы пользуемся увеличительными стёклами? (Ответы детей). Такие стёкла есть в очках, которые носят люди, в подзорной трубе (показ слайда). Кто-нибудь из вас был в планетарии, знает, что такое телескоп? (Ответы детей). В телескопах, которые похожи на громадные подзорные трубы, стоят очень сильные увеличительные стёкла, благодаря которым мы можем рассмотреть Луну, далёкие звёзды и планеты. (показ слайда телескопа). Какие планеты вы знаете? (Луна, Меркурий, Венера, Марс и другие, показываю иллюстрации). Люди всегда хотели узнать, есть ли жизнь на этих планетах, похожи ли жители планет на землян. Чтобы узнать это, надо долететь до планет. На самолёте можно полететь в космос? (Ответы детей).
Ребята, посмотрите на картинки и выберете те, на которых изображены космические летательные аппараты: ракета, космический спутник. (Ребята выбирают нужные картинки).
- Летательные аппараты изобрели великие русские учёные: ракету - Константин Эдуардович Циолковский (показ слайда, а космический спутник - Сергей Павлович Королёв (показ слайда).
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний) .
Ракета, спутник, лодка, луноход
Солнце, Венера, Земля, Африка
Комета, звезда, метеорит, глобус
Гагарин, Терешкова, Леонов, Циолковский
Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица.
- Кто же первым полетел в космос? (Собака - Белка и Стрелка, а затем человек - космонавт Юрий Алексеевич Гагарин) (показ слайда).
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звёздам. Он стал первым человеком, совершившим полёт в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль "Восток" с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был первым, кто доказал, что человек может работать в космосе.
Полетел! Полетел!
На "Востоке" поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко.
За один только час
Стал навеки веков легендарен
Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной - Гагарин!
Ракета доставила космический корабль в космос, и он облетел вокруг Земли. Сегодня россияне готовятся к полёту на Марс, лететь до которого 250 дней.
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (У космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым, смелым, бесстрашным, находчивым).
- Интересно, а мы можем, стать такими, как Гагарин? (ответы детей). Конечно, но для этого мы должны быть здоровыми и воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, собранность, ответственность, внимательность, трудолюбие. Я предлагаю всем проверить, насколько развито ваше внимание. Отгадайте загадки:
- Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковёр-самолёт)
- Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт)
- Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка)
- Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолёт)
- Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа)
Подвижная игра "Космонавты".
В 4-5 местах обозначаются «ракеты» - обручи. В каждой ракете 3 места.
Играющие, не держась за руки, идут по кругу и говорят:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Опоздавшие игроки становятся в центр. Игра повторяется несколько раз.
- В полёте космонавт попадает в непривычные условия; чтобы выдержать все нагрузки в космосе, космонавты готовятся к полётам долгие годы, занимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающихся снарядах (показ слайда, изучают космический корабль, учатся управлять им и работать на нём.
Под космическую музыку выходят два "космонавта" в скафандрах (переодетые дети).
1 космонавт:
Есть в небе звездочка одна, какая не скажу.
Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.
Она мерцает ярче всех и в небе где- нибудь
Сейчас, наверное пилот по ней сверяет курс!
2 космонавт:
В космической ракете с названием «Восток»
Он первый на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель.
Навеки будут вместе Гагарин и апрель!
(Дети рассматривают скафандр).
- Почему в космосе необходим скафандр? (Ответы детей). Скафандр космонавта защищает его от космической жары и холода, в скафандре есть радио для переговоров, а также запас воздуха, ведь в космосе воздуха нет, а человеку без скафандра нечем было бы дышать.
- Жизнь космонавтов на космической станции совсем не похожа на жизнь людей на земле, потому что в космосе есть невесомость. В невесомости космонавты не ходят по станции, а как будто переплывают с места на место, так же парят в воздухе и разные предметы, если они не прикреплены к полу, стенам или потолку станции. Еда космонавтов тоже совсем не похожа на обычную: ведь из-за невесомости на суп, ни каша не удержатся в тарелке, а будут плавать в воздухе. Поэтому еду для космонавтов делают в специальных пакетах или тюбиках и едят её не вилками и ложками, а выдавливают прямо в рот (Показ слайда).
(Показываю поднос с различной едой и тюбики).
- Скажите, почему одна еда лежит на тарелке в нарезанном виде, а другая в тюбиках?
Дети садятся за стол, перед каждым ребенком лежит по 2 «тюбика».
- У каждого из вас на столе лежит по 2 тюбика: белого и желтого цвета. На одном из тюбиков есть рисунок и надпись, а на другом зашифрованное слово, которое необходимо прочитать.
1) Возьмите «тюбик» с рисунком. Посмотрите, что нарисовано на нем и прочитайте, какое слово написано рядом (нарисовано яблоко, написано: пюре)
- Что же написано на тюбике? (яблочное пюре)
2) На втором тюбике читаем зашифрованное слово:
Когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди выходили на улицы городов, собирались на площадях и праздновали это знаменательное событие. После Юрия Гагарина в космосе побывало очень много российских космонавтов, среди них были женщины-космонавты Валентина Терешкова (показ иллюстрации, Светлана Савицкая (показ иллюстрации).
- Имена ещё каких космонавтов вы знаете? (Ответы детей). Алексей Леонов - первый космонавт, который вышел в открытый космос (показ иллюстрации). Труд космонавтов по достоинству оценивают, все космонавты удостоены высоких наград.
Чтобы к неведомым далям стремиться,
Чтобы космос себе подчинить,
Надо много работать и много учиться.
Надо честно, по совести жить.
Наша экскурсия подошла к концу. Давайте как настоящие космонавты проведём несколько минут в невесомости. (Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе).