Кабалова Светлана
Конспект НОД по астрономии «Наука Астрономия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Наука астрономия» старшая группа
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: Вспомнить историю возникновения науки астрономии, напомнить о строении солнечной системы. Рассказать о солнце. Познакомить с особенностями планеты.
Предварительная работа: Творческие задания родителям и детям.
Чтение познавательной литературы.
Публикация «Конспект НОД по астрономии „Наука Астрономия“» размещена в разделах
Материал: Географический атлас «Мир вокруг нас, энциклопедия
«Все обо всем», настольная лампа, линейка, карта планет, мяч, градусник.
Ход занятия.
Воспитатель: Что такое астрономия?
(Выслушиваем ответы детей)
В переводе с греческого это слово означает «законы звезд». «Астрон» - звезда, «номос» - закон. Астрономия - это наука о звездах, о солнце, о планетах и других космических телах.
Воспитатель: Как называют ученых, изучающих нашу Вселенную? (Астрономы).
С помощью каких приборов ведут наблюдение за небесными
телами?
Дети: (Бинокли, телескопы).
Сейчас такие наблюдения ведутся из современных астрономических сооружений, называемых обсерваториями. Они строятся высоко в горах, где воздух более чистый и где нет других источников света.
Он представляет собой большой крутящийся купол с прорезями для телескопа, фотоаппаратов и других астрономических приборов.
- Если наблюдать за небом, можно узнать очень много интересного. Представим себе, что мы астрономы. Предлагаю исследовать солнечную систему. Вы будете моими помощниками.
Воспитатель: Какое наше Солнце? (Ответ детей.)
- Влияет ли Солнце на нашу планету Земля? (Ответ детей.)
Есть ли жизнь на Солнце? (Ответ детей.)
- Солнце - это огромный шар, излучающий тепло и свет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
И сейчас мы, ученые астрономы, посмотрим в свой телескоп и поближе познакомимся с Солнцем.
Я чувствую тепло, оно к нам приближается.
Ребенок: Солнце - это звезда, она самая большая звезда вселенной. Без её тепла и света не будет существовать, расти все живое.
Воспитатель: - А что такое солнечная система?
Ребенок: Солнечная система представляет собой большую семью, состоящую из планет и их спутников;--и все они вращаются вокруг Солнца. В центре солнечной системы находится Солнце. Вокруг Солнца вращаются девять планет - девять братьев и сестер. (Читает названия планет).
Ребенок: (прочитал в энциклопедии) Люди, жившие в Древней Греции, верили в бога Солнца, которого звали Аполлон. Они думали, что они каждый день возили Солнце по небу в своей колеснице
Воспитатель: - Кто хочет добавить?
Ребенок: - Солнце не движется, а стоит на месте. Солнце - царица дня. Солнце командует временами суток и временами года, погодой. Солнце никогда не отдыхает, вечный труженик - всегда светит и греет.
(Дети зарисовывают на карте солнечной системы Солнце, где оно располагается.)
Опыт «Далеко - близко».
Линейка 1 метр, по концам градусники, на одном конце, где Солнце - лампа. Смотрим, где выше температура - на планете Меркурий илы Плутон.
Цель: установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.
Воспитатель: - Какая планета так быстро вращается вокруг Солнца?
Ребенок: - Меркурий самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая, лучи Солнца раскаляют эту малютку планету, поэтому на планете нет ни воздуха, ни воды.
Прочитали в книге: Меркурий - крылатый бог. У него были крылатые сандалии, поэтому он очень быстро передвигался, и поэтому планету назвали в честь него, потому, что она быстро вращается вокруг Солнца.
Воспитатель: - Любое попавшее туда существо или вещество тут же превратилось бы в угли или пепел. Меркурий вращается с большой скоростью, быстрей ракеты.
Воспитатель: (Смотрит в телескоп) - Что это за планета, которая укутана белыми облаками?
Ребенок: (Показывает картинку, где нарисована Венера) - Венера - вторая от Солнца планета. Она покрыта толстым слоем облаков, между облаками и поверхностью планеты - ядовитый газ. Там очень жарко, можно даже испечь пирог без духовки. Говорят, Венера - богиня любви.
Воспитатель: На Венере нет ни морей, ни озер. На поверхности безжизненная равнина. Времени года на Венере нет, она открыта солнечным лучам на протяжении всего года.
(Делают зарисовки на карте).
Воспитатель: Очень хочется отдохнуть, подышать чистым воздухом, любоваться красотой природы. На какой планете мы с вами можем отдохнуть? Вижу, она приближается.
Ребенок: читает стихотворение:
«Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно»
Воспитатель: Что это за планета?
Ребенок: Земля.
Воспитатель: - Земля - единственная планета, где есть вода и воздух. Она появилась очень давно из космической пыли и газа. Это был огромный раскаленный шар, который стал вращаться вокруг Солнца, постепенно остывая. И из туч, её окружающих, пошли дожди. Так появился мировой океан.
Внутри планеты, как в гигантской кастрюле, что-то кипело и булькало, и по трещинам извергалась жидкость. Раскаленная лава остывала и превращалась в каменистую сушу.
Жизнь зародилась в океане, и крошечные существа были похожи на капельки воды, и в океане появились разнообразные обитатели, и самые смелые и голодные стали выползать на сушу.
В море жили медузы, рыбы, водоросли. А обитателями и властелинами суши были динозавры.
(Зарисовка на карте.)
Воспитатель: После Земли ещё шесть планет. Мы познакомимся с ними в следующем путешествии.
Мне хочется вам рассказать про последнюю планету, самую маленькую - Плутон. Там очень холодно. Она так далеко находится от Солнца, что до неё практически не доходит тепло и свет звезд. Поэтому на Плутоне очень холодно и он покрыт льдом. И я думаю, нам поможет убедиться в этом наш опыт «Далеко - близко» (проводиться опыт).
Вывод:
Дети: Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем больше расстояние, тем меньше нагревается термометр.
Воспитатель: С планетами происходит то же самое. Меркурий - ближайшая к Солнцу планета - получает больше энергии. А Плутон более отдален от Солнца, и планета получает меньше энергии, меньше солнечного света.
Мне хочется завершить наше путешествие стихотворением и подарить карту солнечной системы (карта - в середине Солнце, вокруг орбиты).
Только вот на ней чего-то не хватает?
Дети: Планеты!
Воспитатель: А чтоб вы правильно расположили планеты, вам поможет стихотворение.
(Дети располагают планеты.)
Стихотворение:
«Мы тему урока давайте закончим.
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера,
В пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной.
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер - из всех великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы, холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон».
Дети располагают и наклеивают планеты на карте солнечной системы