Асташова Наталья
Создание эффективной системы раннего включения детей дошкольного возраста в научную деятельность. Введение в науку астрономия
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание эффективной системы раннего включения детей дошкольного возраста в научную деятельность»
Согласно приказа Управления Образования № 317 от 25.08.2017г.»О присвоении образовательным организациям статуса «Муниципальная инновационная площадка» в инновационной инфраструктуре сферы образования Верхнебуреинского муниципального района в 2017-2018 учебном году и Договора о совместной деятельности от 01.09.2017г. между управлением Образования и МБДОУ №15 «Ургалочка» в нашем ДОО начала функционировать выше названная МИП.
Публикация «Создание эффективной системы раннего включения детей дошкольного возраста в научную деятельность, Введение в науку астрономия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
На базе МБДОУ в рамках реализации данной работы было выбрано научное направление по теме «Введение в науку Астрономию».
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной.
В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора человека, дает ему возможность ощутить свою связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
«Дошкольная астрономия» - это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Необходимо систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т. д.
Развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
Однако работа по данному направлению затрудняется тем, что содержание материала данного раздела представлено не в полном объеме.
Сложившаяся ситуация обозначила следующие проблемы:
отсутствие упорядоченных системных знаний у детей;
отсутствие адаптированных программ для дошкольников по теме «Формирование представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях».
Вследствие этого возникла необходимость дополнения и систематизации знаний в виде разработки конспектов разных видов деятельности, комплексного использования нескольких видов деятельности, организации детской деятельности в рамках перспективного планирования по данной теме, что и было согласовано педагогическим коллективом и обозначено как значимым для наших воспитанников и требующим введению в работу.
Нами было обозначено 3 этапа работы.
I этап (подготовительный) сентябрь – ноябрь 2017г.
заключение договоров о взаимодействии, в рамках реализации проекта;
организация сетевого взаимодействия с заинтересованными лицами;
изучение нормативной документации;
подбор методического и практического материала для реализации проекта.
первичное мониторинговое обследование дошкольников, анализ.
II этап (организационно-практический) : декабрь 2017г. – апрель 2018г.
реализация системы содействия развитию знаний детей о космосе;
корректировка развивающей предметно - развивающей среды.
реализация проекта через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
III этап (аналитико-коррекционный) май 2018г.
обобщение материала проекта.
проведение итогового мониторинга, анализ.
распространение опыта работы (публикации в СМИ и на различных интернет ресурсах, оформление итогов работы на странице сайта МБДОУ)
На сегодняшний день уже отработан первый этап работы по реализации МИП.
В рамках реализации МИП было определено дополнительное направление работы - кружок «Введение в науку Астрономия». Совместная деятельность с детьми была организована один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Курс работы кружка рассчитан на 1 учебный год: для детей 6-7 лет. Была утверждена Программа работы кружка, назначен руководитель: воспитатель подготовительной к школе группы Т. О. Бежацкая.
Разработана вся нормативно-правовая документация (Договор о совместной деятельности с УО, Приказ МБДОУ, План работы по реализации проекта, Программа кружка «Введение в науку Астрономия»). Педагог прошла курсы повышения квалификации по теме «Астрономия. Преподавание астрономии в ОО»- 72 часа.
В процессе организации воспитательно-образовательной работы совместно с родителями и силами сотрудников МБДОУ №15 была оформлена «Зона Космос» в рекреации третьего этажа ДОО. Закуплена часть пособий, литературы, необходимой для работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
• Создание среды для развития у старших дошкольников представлений о космосе, развития самостоятельной поисковой деятельности.
• Формирование умения включаться в экспериментальную деятельность, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
• Расширение знаний детей о космосе, обогащение опыта исследовательских действий.
• Уточнение представлений детей о Солнце, Луне, звездах, актуализация словаря по данной теме.
• Активизация творческой и конструкторской индивидуальной и коллективной деятельности детей в группе.
• Развитие пространственного воображения.
В процессе работы создана предметно- пространственная развивающая среда (оборудован центр «Космос», приобретено необходимое методическое обеспечение, а также самостоятельно сделаны «подборки» НОД, презентаций по теме «Космос», стихов и считалок и др.
Вся деятельность организовывалась согласно плану работы МИП. Все запланированные мероприятия реализованы. Результаты мониторинга выявление уровня сформированности у детей представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях свидетельствуют об успешности проделанной работы.