Сорока Ирина
НОД «Осень в лесу» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД (подготовительная группа
Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №13 «Сказка»
Открытая комплексная НОД
подготовительная группа
Подготовила и провела :
Сорока Ирина Сергеевна.
Лобня 2018-2019 учебный год
Тема:»Осень в лесу»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Цели: - систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы, познакомить со старинными названиями осенних месяцев;
-расширить представления детей о съедобных и несъедобных грибах, о способе размножения грибов;
-расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «стайкой», «косяком»;
-развивать мелкую мускулатуру кистей рук,
-воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе, повторить правила поведения в лесу.
Предварительная работа: беседа с детьми о характерных признаках осени, рассматривание иллюстраций и картин по осенней тематике, рисование грибов акварельными красками, разучивание стихотворения «Лето миновало…»
Материалы и оборудования: дидактический материал в виде предметных картинок с изображением птиц, вырубные плакаты осенних деревьев, аудио запись Ф. Шопена «Осень», ножницы, клей, розетки для клея, кисточки, салфетки (на каждого ребенка).
Содержание организованной деятельности детей:
Педагог читает стихотворение:
В золотой карете, что с конем игривым
Проскакала осень по лугам и нивам
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко желтым цветом землю разукрасила!
-О каком времени года говорится в стихотворении? Как автор называет осень?
На прошлом занятии мы с вами разучивали стихотворение про осень. Кто может рассказать? Дети читают наизусть стихотворение «Лето миновало…»
Педагог: - Ой, что за шум? Это к нам пришел гость Старичок –Боровичок.
Он принес нам листик, какой он красивый.
С какого дерева этот листик? (с клена)
Какой это листик? (кленовый). Давайте присядем на коврик и поиграем.
Ребята, я вам передам кленовый листок, а вы называете приметы осени и передаете его друг другу. (дети называют приметы осени)
(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).
Ребята, назовите какие осенние месяцы вы знаете. В старину осенние месяцы называли так :
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Ну, что ж приметы осени вы знаете и Старичок - Боровичок приглашает нас в осенний лес.
Проходите на свои места.
Звучит мелодия Шопена «Осень»
Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу.
-Что такое лес? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом? Почему?
Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
Лес –большой дом, в котором живёт много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор.
-Какие деревья можно встретить в лесу?
-Какие бывают леса? (Смешанные, лиственные и хвойные.) Это зависит от деревьев, которые там растут.
-Какие изменения происходят с лиственными деревьями осенью (на деревьях желтеют и опадают листочки, деревья готовятся к зимней «спячке»)
Старичок- Боровичок предлагает нам поиграть в игру, я вам показываю дерево, а вы - как называется листок с этого дерева.
(Береза- березовый, дуб- дубовый, рябина – рябиновый, липа- липовый, клен- кленовый).
Молодцы!
Кого можно встретить в лесу? (животных)
Каких животных можно встретить в лесу? (еж, заяц, белка, медведь, лиса)
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летнюю шерстку на зимнюю, более теплую)
-Что происходит с насекомыми с приходом осени?
Насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, насекомые, залегают в спячку до весны)
Молодцы, и про животных вы знаете. А давайте встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка «В лес»
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки,
Вот хорошая тропинка. (Ходьба на месте.)
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле. (Руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх.)
Вот подул веселый ветер.
Закачались тут же ветки. (Взмахи руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо – влево, взад – вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны в стороны.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Ежевику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Приседания.)
Полные несем лукошки
По знакомой по дорожке. (Ходьба на месте.)
Отдохнули, посвежели
И за стол мы снова сели. (Дети садятся за столы.)
Педагог: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (звучит запись пения птиц)
Дети: голоса птиц.
Педагог: Ребята, а лес может жить без птиц?
Лес не может жить и без птиц. Скажите, а что происходит с птицами осенью? (улетают в теплые края)
-Почему? (Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)
Каких перелётных птиц Вы знаете?
(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, соловьи, ласточки)
Ответы детей.
Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки о птицах, вы готовы отвечать?
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
2. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (ласточка)
3. Курлычут громко, высоко,
Летают долго, далеко,
Красиво в небе воспаряют,
И как скажи, их называют (журавль)
4. На шесте-дворец,
Во дверце-певец,
А зовут его. (Скворец)
Загадки сопровождаются показом картинок с изображением птиц)
Перелет одни птицы совершают ночью, а некоторые – днем.
Птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются в полете «клином», в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. (картинки)
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
(Зимующие)
-Каких зимующих птиц вы знаете? (вороны, воробьи, клест, голуби, синички, снегири)
Чем питаются зимующие птицы?
(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)
Как нужно заботиться о зимующих птицах?
(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)
Какую пользу приносят птицы?
Почему их называют санитарами леса? Если бы не было птиц, насекомые заполонили бы такое большое пространство и уничтожили всю растительность. А так же птицы делают на зиму запасы и забывают про них иногда. Семена прорастают и становятся деревьями.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Зимующие – перелётные». Дети поочерёдно называют птиц, находят карточки с их изображением и размещают на панно по группам : зимующие (синица, снегирь, дятел, поползень, клёст, глухарь, рябчик, тетерев и т. п.) и перелётные (скворец, ласточка, грач, кукушка, журавль, лебедь и т. п.).
Ребята, а для чего люди ходят в осенний лес?
Дети: Собирать грибы.
Какие грибы вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель:- А есть грибы съедобные, которые люди собирают и с удовольствием кушают. Есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам местах.
Ребята, а как размножаются грибы? (спорами)
Педагог: А сейчас давайте сделаем подарок Старичку Боровичку, на предыдущем занятии мы с вами нарисовали и расписали грибы, сейчас мы их вырежем и приклеим в корзинку к Старичку- Боровичку.
Педагог: Ребята садитесь, пожалуйста, за столы, помните о том, что надо за столом сидеть прямо, ножки должны ровно стоять под стулом. Вспомним правила работы с ножницами:
1. Не держите ножницы лезвием вверх.
2. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
3. Не режьте ножницами на ходу.
4. Не подходите к товарищу во время работы.
5. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
6. Во время работы удерживайте лист левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Приступайте к своей работе.
Педагог: Ребята, какие вы молодцы. Вы очень аккуратно вырезали свои грибы. Намазывайте их клеем с обратной стороны и приклеиваем в корзинку.
Старичок – Боровичок, очень рад и говорит вам спасибо!
Он отнесет ваши поделки своим друзьям – грибам, порадует их.
Но, ребята, Старичок- Боровичок, не может нас отпустить из леса, пока мы не назовем правила посещения леса:
-Не оставлять мусор в лесу.
-Не ломать ветки и деревья.
-Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
-Не разжигать костры, беречь лес от пожара
-Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
- Собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
-Не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.
Педагог: - Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу? Старичок Боровичок с нами прощается, а мы закрываем глаза и возвращаемся в нашу группу. Занятие окончено.