Анай-Хаак Чажапаан
НОД «Опыты с водой и солью»
▼ Скачать
Опыты с водой и солью
Старший дошкольный возраст
Цель. Продолжать формировать представление о свойствах и пользе воды и соли. Учить самостоятельно проводить опыты. Учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Активизировать словарь (кристаллы, растворяется).
Материал и оборудование. Мультимедийная установка, слайды. Пластмассовые стаканы с пресной водой. Тарелки с солью. Сырые яйца. Ложки. Трубочки для коктейлей. Стакан и нитка с выкристаллизовавшейся солью (результат проведённого эксперимента). Лупы. Тарелки с цветной солью. Шаблоны морских звёзд. Листы картона. Простые карандаши. Клей.
Публикация «НОД „Опыты с водой и солью“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растворение в воде
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Предварительная работа. Беседа о солёных озёрах и морях и их обитателях. Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомства с глобусом моделью Земли.
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель. Добро пожаловать в нашу лабораторию!
Звучит тихая музыка. Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. (слайд Земли). Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. (чай или какао на завтрак; компот или сок на обед; молоко или кефир на полдник; чай на ужин; дома ещё раз пьём чай и т. д. Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет жидкости, которую пьем». (чай, компот, сок, минеральная вода, газировка, кисель, какао, морс, кока-кола и т. д.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем экспериментировать, ставить опыты. Вначале предлагаю поделиться знаниями о воде. Скажите, кому и для чего нужна вода.
Дети. Для питья людям, животным, растениям.
Воспитатель. Вода- основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку.
Расходуй её бережно, мой друг!
Воспитатель. Поговорим о свойствах воды. На столах у вас стоят стаканы с водой. Какую форму приняла вода?
Дети. Вода приняла форму стакана.
Воспитатель. Верно. А если налить воду в вазу, какую форму она примет?
Дети. Вода примет форму вазы.
Воспитатель. О каком свойстве воды мы говорим!
Дети. Вода не имеет собственной формы.
Воспитатель. Из стакана воду можно вылить. Значит, вода какая?
Дети. Вода жидкая.
Воспитатель. Какого цвета обычная вода?
Дети. Она бесцветная.
Воспитатель. Есть ли у воды вкус?
Дети. Она не имеет вкуса.
Воспитатель. Можно ли изменить вкус воды? Если да, то с помощью чего?
Дети. С помощью соли, сахара и лимона.
Воспитатель. Есть ли у воды запах? Понюхайте.
Дети. Запаха нет.
Воспитатель. Перечислите свойства воды.
Дети. Вода-это жидкость без цвета, без вкуса, без запаха и без формы.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Кругом вода, а с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
Дети. В солёном озере, в море, в океане.
Воспитатель. Да, в этих водоёмах, в отличие от рек, прудов и большинства озёр, вода солёная. Есть на Земле море, которое когда-то было большим и глубоким. В нём водилась рыба, плавали небольшие корабли, катера, лодки. В это море втекали две широкие реки. Люди начали брать из этих рек слишком много воды для полива садов и полей, поэтому мору стало мелеть. А сейчас в нём воды почти не осталось. Это Аральское море. Если смотреть на него издалека, оно кажется пустыней с белым песком. Но это не песок, а соль.
Многие из вас были в озере Дус-Холь, купались в нём. Вода, достигая берега, постепенно испаряется, а соль остаётся. Вы, конечно, это заметили.
На экране слайды с изображением озера Дус-Холь.
Воспитатель. Вспомните опыт с солью, водой и ниткой, который мы проводили. Что мы делали?
Дети. Мы растворили соль в воде. Опустили в стакан с раствором нитку и оставили на некоторое время.
Воспитатель показывает, что произошло с ниткой, солью и водой. Объясняет, что вода испарилась, а соль кристаллизировалась на стенках стакана и на нитке.
Воспитатель. Точно также соль кристаллизуется на дне и берегах Аральского моря. Воспитатель. Начинается вода с понятия «капля» и заканчивается понятием «океан». Представьте, что вы капельки, и поиграем. Дети встают вокруг воспитателя. В. У мамы Тучки были детки капельки. Мама Тучка отправила их на Землю, чтобы напоить леса, поля, птиц, зверей, людей. Полетели капельки на Землю, попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке, соединились они в ручейки и побежалив разные стороны (бегут в рассыпную).Встретились однажды ручейки (выстраиваются в колону за воспитателем) и стали одной большой рекой (бегут за воспитателем змейкой.) Река текла, текла влилась в море (встают вокруг воспитателя) а море соединилось с океаном (берутся за руки, расширяют круг). Опыты.
Воспитатель. Попробуйте воду из стакана. Какая она-пресная или солёная?
Дети. Она пресная.
Воспитатель. Аккуратно опустите в стакан с водой яйцо. Что произошло?
Дети. Яйцо утонуло.
Воспитатель. Положите в другой стакан 4 ложки соли и хорошо размешайте, чтобы соль растворилась. Попробуйте воду, какая она?
Дети. Солёная.
Воспитатель. Достаньте яйцо из стакана с пресной водой и опустите его в стакан с солёной водой. Что произошло?
Дети. Яйцо плавает, не тонет.
Воспитатель. Да, в солёной воде яйцо не тонет. Так же не тонет человек в солёном озере Дус – Холь. Вспомните: во время купания солёная вода как бы выталкивает вас.
Перед вами тарелки с солью. Посмотрите на соль в лупу. Какая она?
Дети. Похожа на зернышки, и кристаллики.
Воспитатель. Подуйте в трубочки для коктейля над солью. Что произошло?
Дети. Кристаллики пересыпались, разлетелись.
Воспитатель. В тарелку с солью налейте немного воды. Куда делась вода?
Дети. Она впиталась в зернышки.
Воспитатель. Налейте побольше воды. Что стало с солью?
Дети. Соль растворилась.
Воспитатель. Не зря говорят: «Соль в воде родится, а в воды боится». Скажите, для чего человеку нужна соль?
Дети. Её добавляют в пищу. Зимой солью посыпают дороги.
Воспитатель. Вы многое узнали о соли. Перечислите свойства соли.
Дети. Соль белая, солёная, сыпучая, она блестит, кристаллизуется. Впитывает в себя воду, растворяется в воде.
Воспитатель. Вспомните пословицы и поговорки о соли.
Дети. Хлеб да соль – всему голова.
Хлеб, соль и вода – молодецкая еда.
Кто ест соль, тот и воду пьет.
Плох обед, если соли нет.
Воспитатель. А теперь послушайте старинную словацкую сказку «Соль и золото».
Было у короля три дочери. Состарившись, он решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал их король и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
-Как золото, - сказала старшая дочь.
- Как венок свой зелёный, - ответила средняя дочь.
- Как соль, - сказала младшая Марушка.
Разгневался король на младшую дочь и прогнал её прочь из дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И в один прекрасный день исчезла соль. Всё, что готовили самые искусные повара, стало пресным и не вкусным.
И пришлось королю покупать соль по баснословной цене. Тогда король понял, какая необходимая вещь – щепотка соли. Понравилась вам сказка?
Дети. Да.
Воспитатель. Ещё мы узнали, что соль используют как добавку к пище. А ещё можно рисовать солью. Этим мы сейчас и займёмся. Мы будем рисовать морских звёзд, которые живут в солёной воде.
На экране слайд с изображение морских звёзд.
Дети описывают это животное. Один ребёнок показывает приё мы работы: рисует по шаблону морскую звезду, кистью наносит клей на поверхность изображения, затем насыпает цветную соль.
Дети приступают к работе. При необходимости воспитатель оказывает помощь.
По окончании дети рассказывают о своих звёздах, набирают самые интересные «рисунки».