Ирина Баштанник
Опыты с водой, снегом и льдом
Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе.
Введение:
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Публикация «Опыты с водой, снегом и льдом» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
Опираясь на свой опыт, я сделала подборку экспериментов, которые можно проводить в зимний период года с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь у Волшебницы – Зимы для детей очень много интересного, познавательного и любопытного. Середина зимы – самое время для проведения опытов со льдом. И даже если погода за окном не радует наличием снега или мороза, как это бывает в некоторых местах, ледяные забавы внесут разнообразие в вашу жизнь и помогут проникнуться зимним настроением.
Актуальность:
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Участники экспериментальной деятельности:
Дети логопедической подготовительной группы, воспитатель
Баштанник И. А.
Цель:
Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
1. Расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
2. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый).
3. Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
6. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
7. Воспитывать любовь к природе.
Методы исследования:
1. Изучение литературы:
- энциклопедий;
- справочников;
-художественной литературы.
2. Беседа с родителями, друзьями;
3. Знакомство с презентациями.
4. Проведение экспериментов с водой, снегом и льдом :
1) «Прозрачность льда».
2) «Откуда берется иней».
3) «Почему снег мягкий».
4) «Таяние льда в воде».
5) «Замерзание жидкостей».
6) «Какие свойства».
7) «Разноцветные шары».
5 .Вручение медалей «Юный эксперт».
Ожидаемые результаты:
Формируется интерес к опытно- экспериментальной деятельности, развивает к стремлению познания мира и природы.
Гипотеза исследования:
Я считаю,что каждый ребенок должен знать свойства воды и уметь проводить опыты,радоваться полученным результатам!Это позволит ему развивать экспериментальные способности и умение изобретать.
Этапы опытно-экспериментальной деятельности :
1этап -подготовительный
1. Просмотреть важную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, документальных видеофильмах, электронных источниках и подготовить познавательный материал.
2. Подготовить просмотр фото слайдов «Вода и ее свойства».
3. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
1) Рисование «Снежная поляна».
2) Аппликация «Речка,реченька».
3)Чтение стихов,загадок,сказок.
4. Просмотр презентации:
1) «Для чего нужен снег зимой?».
2) «Вода и лед».
3) «Вода и ее свойства».
6. Просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович» ,
2 этап – основной:
1. Проведение экспериментов с водой,снегом и льдом».
1)«Прозрачность льда».
2) «Откуда берется иней».
3) «Почему снег мягкий».
4) «Таяние льда в воде».
5) «Замерзание жидкостей».
6) «Какие свойства».
7) «Чем пахнет вода».
7) «Разноцветные шары».
3 этап – заключительный.
1. Фотовыставка «Что мы любим делать!»
2. Вручение медалей «Юный эксперт».
Опыт № 1. «Прозрачность льда».
Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.
Предлагаю детям пройти по краю лужи,посмотреть каким цветом лед, ломается или нет, послушать как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается, там где мало воды он тонкий и хрупкий). Для того чтобы узнать прозрачный лед или нет, мы проводим эксперимент: в прозрачную ёмкость кладем мелкие предметы, заливает водой и выставляем на мороз. Затем смотрим результат (сквозь лед видны все предметы).
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
Опыт № 2. «Откуда берётся иней?».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выношу термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляю до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт № 3. «Почему снег мягкий?».
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Затем предлагаю взять ведерки и наносить снег в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, отдельные снежинки, которые ложатся рядом друг с другом, между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. Обращаю внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Чтение детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Светла-пушистая.
Дорогой бурною
Снежинка белая,
Легко проносится,
Какая чистая,
Не в высь лазурную,-
Какая смелая!
На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Опыт № 4. «Таяние льда в воде».
Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы
Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт №5. Замерзание жидкостей.
Какая жидкость замерзает быстрей?
Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт №6. «Какие свойства»
Материалы : Емкости со снегом, водой, льдом.
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Опыт № 7. «Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
Опыт№ 8 «Разноцветные шары».
Материал :вода разного цвета,шары,лейка.
Ход :Добавляем в воду пищевой краситель,в каждую ёмкость разный цвет, затем выливаем с помощью лейки в воздушный шар,наблюдаем,что вода приняла форму шара и выносим на улицу,через время убираем шары и украшаем уличную площадку цветными шарами!
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.