Мунирова Альбина Тагировна
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные опыты с солью» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительные опыты с солью
Тема исследования: «Удивительные опыты с солью».
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли
Участники проекта: дети подготовительной группы (24 ребенка, родители воспитанников, воспитатели группы Мунирова Альбина Тагировна, Гаврилова Елена Валерьевна.
Вид проекта: исследовательский, познавательный, информационный, групповой
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительные опыты с солью“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Сроки реализации: две недели (с 5 ноября – 16 ноября 2018 года)
Цель: формирование представления о соли как необходимом для человека продукте, путем наблюдений и экспериментирования.
Задачи исследования: выяснить от куда берется соль, изучить свойства соли; узнать о значении соли в жизни человека; познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов; провести опыты с солью; проанализировать полученные результаты.
Актуальность проектной деятельности при работе с дошкольниками: соль мы используем в пищу каждый день, но знаем так мало интересного об этом веществе. Это продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Казалось бы, что интересного можно сказать о такой банальной вещи как соль, которая найдется в каждом доме, и продаётся она практически в любом продовольственном магазине буквально за копейки. Верно. А почему?
Потому что соль представьте себе, имеет огромное значение. Без неё не может прожить человек. Соль — единственное минеральное вещество, которое мы с вами едим в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить.
Поэтому я решила выбрать проектную деятельность и пополнить знания и познакомить своих ребят с интересными фактами о соли. А как вы знаете ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление детей наблюдать, познавать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования.
Форма проведения: НОД, самостоятельная деятельность, совместно - исследовательская деятельность.
Ожидаемый результат:
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский.
• В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
• Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, и разновидностях.
• Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы.
• У детей повысился познавательный интерес.
• Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи
Своё исследование начали с поисков литературы и информации в сети Интернет по теме «Соль». Познакомились с чешской сказкой «Соль».
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
А еще с солью связано много поговорок. Мы выучили некоторые из них: Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сыто, а без соли не сладко.
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолёно хлебавши». А также, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью. Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью. Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли. Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет — лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде — скорее всего свежее. Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
После знакомства с историей соли интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. С чего начались наши исследования?
1. С начала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.
2. Соль растворяется в воде.
Также узнали, что соль имеет свойство растворять. Для этого мы взяли емкость с водой, погрузили туда ложку с солью, помешали и соль исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.
3. Соль в воде разной температуры.
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
4. Плавающее яйцо.
Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности.
Вывод: в солёной воде тела намного легче, чем в пресной. Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
5. Лавовая лампа.
Нам потребуется соль, вода, стакан растительного масла, пищевой краситель, стеклянная банка. Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли.
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. А пищевой краситель помогает сделать опыт более наглядным и зрелищным.
6. Соль – чистящее средство.
Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.
7. Получение кристаллов.
Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли – такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Далее в воду можно опустить проволоку с маленькой петелькой на конце или веревочку с грузиком. Поставить баночку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней вырастают кристаллы.
Вывод: мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы. В ходе проекта 1 первого раза кристаллы не получились так как мы нитку опустили в соляной раствор без грузика (затравки). Для начала берут затравку - маленький кристаллик, который и станет центром кристаллизации. Или же можно поступить проще: ниточку с маленькой гаечкой повесить на карандаше так, чтобы она погрузилась в раствор, но не касалась дна.
8. Незамерзающая соль.
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налил два стакана воды, в один добавил соль, потом оба поставил в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставил воду в морозильной камере. Через два дня проверил. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
Вывод: Солёная вода при низких температурах не превращается в лёд.
Результаты
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов.
Выводы
В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:
Существует несколько видов соли.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль добывают в России.
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.