Светлана Козлова
НОД «Народные игрушки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игрушки
Форма НОД: чтение, обсуждение художественной литературы, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Цель: Обобщить знания детей о русских народных игрушках : глиняных, деревянных, куклах из ткани, местах. Где живут и трудятся мастера народной игрушки.
Публикация «НОД „Народные игрушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Задачи:
• Сформировать у детей умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы.
• Закреплять навыки рисования элементов филимоновской и гжельской росписи кистью (игрушки и посуда из соленого теста)
• Закреплять представления о процессе создания игрушек из ткани.
• Пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Народные игрушки».
• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение, творческие способности;
• Воспитывать у детей бережное отношение к традициям своего народа, интерес к народным игрушкам, чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.
Музыкальный ряд: русская народная мелодия, мелодия «В гостях у сказки», колыбельная.
Зрительный ряд: изделия народных мастеров, русские народные игрушки.
Литературный ряд: художественное слово об игрушках, сказка.
Материал к занятию: народные игрушки, заготовки из соленого теста, образцы кукол-самокруток, краски, салфетки, ткань, ленточки, ножницы, глобус.
Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, рассматривание альбомов «Гжель», «Филимоновская роспись», «Народные игрушки», лепка на занятии, рисование элементов народной росписи, изготовление заготовок игрушек и посуды из соленого теста.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите какая красивая, яркая и необычная у меня шаль. А нарядилась я так сегодня не с проста. Я хранительница сказок.
-Кто такая хранительница? (ответы детей)
-Я приглашаю вас сегодня на посиделки.
Дети проходят в спальню, оформленную под русскую избу и садятся на лавочки. Хранительница сказок садится возле «печки».
- В старину, когда все работы в поле были закончены жители деревни устраивали посиделки.
-Что такое посиделки? (ответы детей)
-Что делали дети на посиделках? (ответы детей)
Вы любите читать сказки? (ответы детей)
-У меня в руках волшебный сундучок. В нем хранятся сказки.
-Хотите узнать какие сказки в сундучке?
Дети по очереди подходят, достают из шкатулки игрушки (черепашку, мышонка, лягушку, кота и отвечают на вопрос с какой сказки эти игрушки.
Черепашка – «Золотой ключик», лягушка – «Царевна Лягушка», кот – «Кот в сапогах».
Самую последнюю игрушку – матрешку вынимает из сундука сам воспитатель.
-Из какой сказки матрешка? (дети затрудняются ответить).
Хранительница сказок предлагает детям послушать сказку, в которой одной из героинь является матрешка.
Эта история произошла в городе, где поселилась Фея Игрушек.
Все игрушки Фея делает сама, а еще она может их оживлять с помощью волшебной палочки. Но не все игрушки оживают, а только те, в которые попала капелька тепла из детского сердца.
История девочки и матрешки.
В одном городе открылся магазин игрушек. Все дети заходили в магазин и любовались игрушками. Каких игрушек здесь только не было: из глины, из бумаги, из дерева, из меха и ткани. Стояло ребенку поиграть игрушкой и подружиться с ней, как игрушка могла оживать с помощью волшебной палочки Феи.
Одна маленькая девочка очень худая и бледная, тоже изредка заходила в магазин. Она любила играть с глиняным петушком, колокольчиком и матрешкой. Приходя в магазин, она брала матрешку с полки и садилась отдыхать. Крепко прижимая к себе выбранную игрушку.
Однажды девочки не было целую неделю. Фея знала, что девочка не забыла о своих игрушках. Когда дети забывали о своих игрушках, те не могли больше оживать. А игрушки оживали каждую ночь, рассказывали разные истории и говорили о том, как они скучают по девочке.
Прошла еще неделя, а девочка не появлялась в магазине. Тогда Фея решила
сама навестить девочку. Она взяла матрешку и полетела к девочке.
Фея заглянула в окно комнаты, где жила девочка. Девочка лежала в постели. Она была больна.
- Как вы думаете Фея игрушек поможет девочке?
(рассуждения детей).
- Сейчас мы с вами об этом узнаем.
В спальню (избу) входит второй воспитатель в костюме Феи.
-Я Фея игрушек. Я обязательно помогу девочке стать здоровой, веселой и радостной, но мне нужна будет ваша помощь. Поможете мне?
(ответы детей)
- Приглашаю вас совершить путешествие по городам России. С каждого города вы привезете девочке сувенир – игрушку, сделанную своими руками.
Дети выходят в группу под музыку и садятся на ковер.
-Совершить путешествие нам поможет волшебный глобус. Закрыли глаза.
Фея вращает глобус. Дети открывают глаза. Фея показывает точку желтого цвета на глобусе.
Мы попали в город Филимоново. На экране появляется фотография города.
-Чем знаменит этот город?
(ответы детей)
На экране кадр с изображением игрушек.
-Как называется роспись, на этих игрушках?
(филимоновская роспись)
В мастерской этого города дети будут расписывать игрушки, из соленого теста элементами филимоновской росписи.
Следующий город – Сергиев Посад. (на глобусе отмечен красной точкой)
Дети рассматривают изображение города на экране.
-Чем знаменит этот город?
(ответы детей)
Посмотрите какие красивые и разные матрешки. Все их сделали и расписали мастера. Которые живут в городе. Они приглашают вас к себе в мастерскую. Здесь вы сможете расписать матрешку.
Следующее место, отмеченное на глобусе синей точкой – это село Гжель.
Гжель старинное русское село на берегу реки Гжелки. В этом селе великие русские мастера делают посуду и расписывают ее.
-Как называется эта роспись?
(ответы детей)
Вашим заданием в мастерской села Гжель будет роспись игрушечной посуды для кукол гжельской росписью.
Следующий город, куда попали дети и Фея — это город Саратов. (зеленая точка на глобусе)
- В нашем городе тоже есть мастерская, где мастера делают куклы, сувениры.
Как вы думаете, где находится эта мастерская?
(В городском музее, куда детей приглашают на мастер-классы по изготовлению поделок).
-Сегодня в мастерской вы сможете сделать куклу-самокрутку.
Сейчас вы займете места в мастерских по выбору, который сам сделаете.
Я могу дать право выбора мальчику в голубой рубашке, девочке с красной лентой, и девочке в желтом платье. Займите свои места первые. Где бы вы хотели работать. Дети занимают места в мастерских города Филимоново, села Гжель, Сергиев Посада, Лангепас.
Хранительница сказок: Ребята, когда вы будете выполнять свои работы, не забудьте, что по одной игрушке вы можете передать больной девочке. Когда вы будете делать игрушки вложите в них свою любовь, тепло своих сердец, тогда девочка обязательно поправится.
Дети садятся за столы в четыре центра- мастерские. Каждая мастерская оформлена, в ней находятся образцы изделий, заготовки для работы.
В Мастерской города Филимоново дети расписывают элементами филимоновской росписи игрушки.
В мастерской села Гжель расписывают элементами гжельской росписи детскую посуду из соленого теста.
В мастерской города Сергиев Посад дети раскрашивают заготовки матрешек красками.
В мастерской родного города Лангепас дети делают куклы-самокрутки.
Воспитатели помогают детям в каждой мастерской.
Мастерская города, где мы с вами живем - Саратов.
Как вы думаете, почему куклу назвали самокруткой?
Делали такую куклу без ножниц и иголки из любого кусочка ткани с большим старанием. По такой кукле судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки.
Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и дочкам. Когда они уезжали из дома, для того, чтобы куклы оберегали их в пути. Куклы дарили на свадьбы, мамы делали кукол детям и надеялись, что куклы оберегут их от бед.
Сначала берем кусочек ткани, на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. На линии шеи слегка закрутим и перевяжем нашу заготовку нитками.
Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.
Что надо еще нашей кукле?
С одной стороны, подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью.
Завяжем платок. Вот кукла-самокрутка готова.
Почему куклам не делали лицо?
(ответы детей)
Лицо оставалось белым, считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы, и кукла оберегает того, у кого находится.
По окончанию работы воспитатель предлагает детям дать имя кукле, спеть ей тихо колыбельную песенку.
Выставка работ. Дети размещают свои работы на выставке (в магазине игрушек).
Хранительница сказок:
Посмотрите вам нравится выставка? (дети рассматривают игрушки)
Какая игрушка вам нравится больше всего?
Красивые все игрушки и куклы и матрешки, и посуда.
Вы все старались, поделки все разные, каждая интересная, необычная, красивая по-своему.
Какие игрушки вы сделали для девочки?
Фея Игрушек :
Я передам ваши игрушки девочке.
А какие пожелания девочке в хотите передать? (ответы детей)
Девочка обязательно поправится ведь вы так старались. Вместе с игрушками вы передаете девочке свою доброту, тепло своих сердец и волшебные пожелания.