Светлана Серебрякова
НОД по познавательному развитию «Всё интересно, что неизвестно» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё интересно, что не известно».
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха.
- Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
- Формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающие :
- Развивать навыки проведения опытов.
- Расширять и активизировать словарь детей
- Поощрять выдвижение гипотез.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Всё интересно, что неизвестно“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при работе с водой, воспитывать любознательность.
Словарная работа: Бесцветный, невидимый, прозрачный.
Проблема: Воздух невидимый, бесцветный. Можно ли его увидеть, услышать, почувствовать, потрогать?
Предварительная работа: Беседы о ветре, занятия по теме.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- аудиозапись «Здравствуйте, ладошки», «Весёлые дудочки»;
- персонаж Карлсон;
- магнитная доска, магниты;
- таблица «Свойства воздуха»; карточки со схематическими изображениями органов чувств;
- таз с водой; 3 разные пластиковые бутылки;
- голубой полиэтиленовый пакет;
Раздаточный материал по количеству детей:
Полиэтиленовые пакеты;
стаканчики с кипяченой водой и трубочки;
мыльные пузыри; воздушные шары;
корки апельсина;
детские дудочки, свистульки, губные гармошки.
Ход занятия:
I) Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся с гостями.
1. Коммуникативная игра "Здравствуйте" (слова и музыка М. Картушиной.)
Здравствуйте, ладошки! Вытягивают руки,поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! Пружинка.
Топ-топ-топ! Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! Всем привет! Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, кто это?
Невидимка он, но все же Без него мы жить не можем.
Он повсюду, он везде:
Сверху, снизу и в тебе.
Все предметы заполняет,
Легким шариком взлетает.
Кто же он? Отвечу я:
Это ( Дети: ВОЗДУХ) мои друзья! Воспитатель: Верно! Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о воздухе:
Дети отвечают: невидимый, бесцветный, не имеет формы, запаха и вкуса.
(Воспитатель прикрепляет карточки – «Свойства воздуха» на магнитную доску)
Воспитатель: Верно, ребята. Но есть ещё много тайн и загадок о воздухе.
(В группу влетает Карлсон)
Карлсон: Привет малыши! Вы ждали меня, самого красивого, умного и доброго в мире Карлсона? Не ждали? А я решил заглянуть к вам в гости. Потому, что пролетая по воздуху мимо окна вашей группы, я услышал, что вы тут о воздухе говорите. Меня удивило, что вы так много знаете о воздухе. А хотите воздух поймать, потрогать, увидеть и почувствовать? Тогда идите по моим подсказкам.
II). Карлсон: Первая подсказка - картинка глаз
Воспитатель: Я понимаю, что мы должны увидеть воздух. Но как мы это сделаем, он - же невидимка! И где - же он? Может под платком? Давайте посмотрим. (Под платком на столе лежат разные пустые бутылки, глубокий таз с водой; стаканчики с водой и трубочки для коктейля).
2. ОПЫТ: «Воздух есть в окружающих предметах (в пустой бутылке)».
Воспитатель: Ребята, под платком разные предметы. Вот, бутылки…. Как вы думаете бутылки пустые? (ответы детей)
Карлсон: На вид пустая! В ней нет ни мёда, ни варенья.
Воспитатель: А это мы сейчас выясним, опустив бутылку в ёмкость с водой.
(Вызывает одного ребёнка в помощь проведения опыта)
Воспитатель: Опустили бутылку в воду и что мы наблюдаем?
Дети: Из бутылки выходят пузырьки.
Воспитатель: Кто догадался, что за пузырьки выходят из бутылки? (Ответы детей).
Воспитатель: В бутылке был воздух. Когда мы опустили бутылку в воду, вода вытолкнула воздух из бутылки. Предметы, которые выглядят пустыми (демонстрирует пустые бутылки) на самом деле заполнены воздухом.
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что воздух есть и в нас с вами. Хотите увидеть его?
3. ОПЫТ «Воздух есть в человеке». (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью стакана с водой и трубочки мы сможем его увидеть? (Ответы детей)
Воспитатель: Ну, это мы сейчас проверим! Возьмите по трубочке. Подуйте в трубочки на ладонь. (Воспитатель демонстрирует вдох и выдох).
Вы чувствуете, как воздух щекочет ваши ладошки? (Ответы детей)
А теперь опустите трубочку в воду и подуйте. Что вы видите? ( Ответы детей: пузырьки).
Воспитатель делает вывод: Появление пузырьков в воде свидетельствует о наличии воздуха в нас с вами. Лёгкий воздух выпрыгивает из воды, и мы видим его в виде пузырьков. Так, мы смогли увидеть наличие воздуха в окружающих предметах и в человеке.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
Воспитатель: Вернёмся к подсказкам.
Карлсон: Вторая подсказка - картинка Ухо.
Воспитатель: Неужели воздух можно услышать! Но как?
Карлсон: Посмотрите, здесь лежит отгадка.
(В коробке детские дудочки, свистульки, губные гармошки и т. п.).
4. «Игра-опыт с музыкальными инструментами»
Карлсон: Что это, ребята? ( Ответ детей: музыкальные инструменты).
Воспитатель: Нет здесь никакой отгадки! Какие-то свистульки, дудки и гармошки. И что же мы будем делать с этими музыкальными инструментами, ребята? ( Ответы детей: будем дуть, играть.)
Воспитатель: Возьмите в руки по музыкальному инструменту, сделайте глубокий вдох и выдохните воздух в инструменты. Что мы слышим?
Дети: Появились звуки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы слышим эти звуки? (Ответы детей).
Воспитатель: Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получается звук. Звук распространяются по воздуху
Вывод: Благодаря воздуху мы можем слышать звуки.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
Карлсон: Ребята, давайте поиграем!
5. Музыкальная пауза «Дудочка».
Ду, ду, ду, ду, дудочка, ду, ду, ду, ду, ду – («играют на дудочке»)
Заиграла дудочка в зеленом саду. Услыхала уточка, плавая в пруду, (Приставить руку к уху, к другому)
Как играет дудочка ду, ду, ду, ду, ду. («играют на дудочке»)
(Проигрыш) (Кружатся) С малыми утятками начала плясать, (Выставляют пятку, другую)
Крыльями и лапками воду колыхать («Машут крыльями») Ду, ду, ду, ду, дудочка, ду, ду, ду, ду, ду - («играют на дудочке»)
Заиграла дудочка в зеленом саду. (Проигрыш) («играют на дудочке»)
Воспитатель: Ребята, вернёмся к подсказкам.
Карлсон: Третья подсказка - картинка «Рука». Но воздух не банка с вареньем, его нельзя потрогать!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно потрогать, поймать, почувствовать? (Ответы детей)
(На столе лежит «надутый» синий пакет и прозрачные целлофановые пакетики).
6. Опыт «Воздух можно потрогать» (с синим пакетом).
Карлсон: Ребята, моя подсказка в этом пакете. Это от меня вам сюрприз! Догадайтесь, что там.
Воспитатель: Давайте, потрогаем пакет, потрясём его и угадаем, что в пакете.
(Дети обследуют пакет и высказывают свои предположения. Воспитатель выбирает верные ответы из предложенных: мешок пустой, в нём только воздух).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что есть в пакете?
(Воспитатель открывает пакет. Трясёт им - «выпускает» воздух).
Карлсон: Здесь, ребята, ценный для нашего здоровья, чистый, свежий воздух.
7. Игра - опыт «Поймай воздух»
Карлсон: Ребята, а что лежит в этой коробочке?
(Открывает коробочку с пакетиками).
В коробочке много прозрачных пакетов. Давайте поиграем с вами в игру «Поймай воздух»
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по пакету. Что в пакетах? ( Ответы детей: ничего нет).
Воспитатель: Пустой пакет можно скомкать иди сложить в несколько раз. Он тонкий, мягкий, маленький. Теперь мы поймаем в пакет воздух вот так. И закручиваем его
(Воспитатель показывает).
Воспитатель: Каким стал пакет? (Объёмным, выпуклым, упругим. Стал похожим на подушку). Почему? ( Ответы детей: воздух заполнил пакет).
Воспитатель: Правильно, ребята. Теперь пакет не пустой, в нём воздух и мы увидали, что он есть. А теперь развяжите пакет и выпустите воздух. Каким стал пакет? ( Ответы детей: пустым, тоненьким).
Вывод: Поймав воздух в пакет, можно его потрогать.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
Воспитатель: Ребята, вернёмся к подсказкам.
Карлсон: Четвёртая подсказка - картинка «Нос».
Воспитатель: Ребята что означает эта карточка? Воздух имеет запах?
Дети: Нет. Воздух не имеет запаха.
Карлсон: А почему тогда я всегда чувствую, когда пахнет конфетами, вареньем, мёдом и разными сладостями? Вот и сейчас я чувствую, как что-то вкусное пахнет под этой салфеткой.
(Воспитатель поднимает салфетку. На столе тарелка с корками апельсина).
8. Опыт: «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель: Это корки апельсина. Ребята, давайте проверим, имеет ли запах воздух. Каждый возьмите апельсиновую корку и помните её. Вы чувствуете запах? ( Ответы детей: да, пахнет апельсином).
Воспитатель: Так пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
( Ответы детей: это пахнет апельсиновая корка).
Воспитатель: А воздух имеет запах? ( Ответы детей: воздух не имеет запах).
Воспитатель делает вывод: Воздух не имеет запах, а только доносит до нас запахи разных предметов. Значит, мы чувствуем запахи, благодаря воздуху.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
III). Воспитатель: Ну, вот и закончились картинки - подсказки.
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались и что нового сегодня узнали о воздухе?
Дети (рассказывают и вместе с воспитателем подводят итоги) :
1. Проводили опыты с прозрачной бутылкой, выдыхали воздух через трубочки в стакан с водой и увидели воздух в виде пузырей в воде.
2. Мы играли на музыкальных инструментах и узнали, что мы слышим все звуки благодаря воздуху. Играли с Карлсоном в игру «Весёлые дудочки»
3. Карлсон подарил нам свежий воздух в пакете и мы потрогали его. Играли в интересную игру «Поймай воздух».
4. Нюхали корки апельсина и сделали вывод, что воздух не имеет запах, а только доносит до нас запахи разных предметов.
Карлсон: Ребята, как мне сегодня понравилось у вас! Полечу теперь к своему другу Малышу и расскажу ему об интересной встрече с вами! А на память примите от меня в подарок «Мыльные пузыри».
(Карлсон дарит детям подарки).
Воспитатель: А мы тебе, Карлсон дарим в память о нашей встрече эти воздушные шары.
Карлсон: Спасибо! До свидания, ребята!
Воспитатель и дети: До свидания, Карлсон!
Воспитатель: Ребята, пришла пора прощаться с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Воспитатель: А мы пойдём на улицу играть в «Мыльные пузыри» и дышать свежим воздухом.