Ольга Ингелевич
Конспект НОД «Осень» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
НОД на тему «Осень» для детей старшей группы с ОНР
Воспитатель:
Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся
- Посмотрю на ваши лица - С кем бы мне здесь подружиться?
Дети сели на свои места
Воспитатель:
А умеете ли вы разгадывать загадки?
Пусто в поле, дождь идёт, Ветерок срывает листья,
С севера туман ползёт, Тучи грозные нависли,
Птицы движутся на юг, Чуть крылом касаясь сосен,
Догадайся милый друг, Что за время года!
Дети: Осень
Публикация «Конспект НОД „Осень“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно. Дни становятся короче, а ночь длиннее.
Рассматривание иллюстраций («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)
- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)
- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
-Какой месяц идёт сейчас?
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)
- А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
- Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
- Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук, другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса, третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад).
Игра «Назови ласково.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
Воспитатель: Молодцы ребята. Понравилась вам игра?
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)
И на землю тихо сели, (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)
Повертел их, покрутил (Покружились.)
И на землю опустил. (Присели.)
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос: Какая бывает погода осенью?
Игра "Погода осенью"
если идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Воспитатель:Молодцы, правильно говорили о погоде, справились с заданием.
А сейчас поиграем с пальчиками, приготовили ладошки.
Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.соберём осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Игра «Весна-осень скажи наоборот»
Цель: Обобщать словарь, развивать словарь антонимов.
Весной в огороде сажают, а осенью …. (убирают)
Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)
Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)
Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)
Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)
Весной день длиннее, а осенью (короче)
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.
На доску выставляются предметные картинки.
1 Холодное, бледное, тусклое, осеннее (что это (солнце).
2 Холодный, затяжной, моросящий, мелкий, бесконечный (дождь).
3 Тяжёлые, серые, тёмные, дождливые (облака).
4 Холодный, пронизывающий, порывистый, колючий (ветер).
5 Красные, пёстрые, коричневые, оранжевые, золотые, багряные. (листья).
Игра: «Подбери признак»
Осень какая?.
Ветер осенью какой?.
Дождь осенью какой?.
Листья осенью какие?.
Облака осенью какие?.
Солнце осенью какое?.
Воспитатель: О каком времени года мы говорили?.
Что вы узнали об осени?