Ольга Захарова
НОД по автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях «На поиски Кроша»
▼ Скачать + Заказать документы
«На поиски Кроша».
Захарова Ольга Герольдовна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №136», г. Иваново
Цель НОД: автоматизация [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи приоритетной образовательной отрасли:
Речевое развитие:
• закрепление правильного произношения звуков [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях в различных игровых ситуациях.
• развитие фонетико-фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза;
Публикация «НОД по автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях „На поиски Кроша“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
• закрепление понятий звук, слог, слово, словосочетание, предложение;
• активизация словарного запаса, обогащение словаря детей антонимами, синонимами.
• уточнение словарного запаса по теме «Виды транспорта».
• развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
• закрепление умения отвечать полным ответом;
• развитие интереса к художественному слову : загадкам, синквейну.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие:
• развитие любознательности, познавательной мотивации через игру, взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
• совершенствование психических процессов: восприятия, памяти, внимания, логического мышления;
• развитие воображения и творческой активности.
Социально-коммуникативное развитие:
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• формирование умения работать в паре, сообща, помогая друг другу;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственной речи и действий;
• развитие эмоциональной отзывчивости.
Физическое развитие:
• создание условий для совершенствования координации речи с движениями через организацию двигательной деятельности (физкультминутка, смена деятельности, дидактические игры);
• способствовать снижению утомляемости детей, психоэмоционального напряжения;
• закрепление умения ориентировки в пространстве.
Художественно-эстетическое развитие:
• развитие самостоятельной творческой деятельности детей посредством составления синквейна.
Предварительная работа: реализация проекта «Мы в синквейн играем - стихи смело сочиняем» (долгосрочный)
Планируемые результаты НОД: овладение ребенком правильным, четким произношением автоматизируемых звуков, контролем их произношения в своей и чужой речи; овладение фонологической системой языка и звуковой аналитико-синтетической активностью, как предпосылкой к обучению грамоте, овладение связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками. Ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Он любознателен, обладает элементарными представлениями об окружающем, владеет основными движениями, подвижен, может контролировать свои движения управлять ими.
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;
познавательные – умение пользоваться инструкциями, работать по заданному алгоритму, умение узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности;
регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу, умение контролировать свою деятельность по результату;
личностные – умение прийти на помощь другу, персонажу, воспитание нравственных ориентиров.
Цель применения ИКТ в НОД:
Повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в непосредственно образовательную деятельность. Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на данном занятии-10 минут.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование: ноутбук, интерактивная доска с пультом управления, презентация, магнитная доска, игрушки смешариков: Бараш, Кар-Карыч, Крош, картинки с изображением светофора, пирата.
Используемое оборудование для детей: картинки с изображением наземного транспорта, дидактическое пособие «Домик», разные варианты карточек-кирпичиков с индивидуальными заданиями для построения предложений, сундучок, наклейки с изображением Смешариков.
Ход занятия:
Деятельность
логопеда Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть 4 мин.
1.1 Приветствие
Цель: создание атмосферы доброжелательности и комфорта, мотивации на образовательную деятельность в интеграции с совершенствованием фонематического слуха.
Цель: создание положительного настроя, установление зрительного и тактильного контактов, включение в образовательную деятельность посредством умения определять длину слова, выполнять движения по словесной инструкции.
Доброе утро, ребята!
Логопед предлагает детям поприветствовать друг друга:
-А теперь поздоровайтесь друг с другом.
Игра «Поздороваемся».
Логопед:
-Когда я назову короткое слово, вы будете пожимать друг другу руки, когда назову длинное, вы «поздороваетесь спинками»
Логопед:
-Нюша, Копатыч, Крош
Какое слово было длинным? Сколько в нем слогов?
Назовите короткие слова. Сколько слогов в этих именах?
Отлично! Как точно и быстро вы определили длину слов и поприветствовали друг друга. Здороваются.
Слушают, встают парами.
Дети в соответствии с длиной слова, выполняют обговоренные действия.
Ответы детей: Копатыч, три слога.
Нюша- два слога; Крош - один слог.
1.2. Создание мотивации. Самостоятельное формулирование детьми цели занятия.
Логопед:
- Сегодня к нам пришли необычные зверята:
Все зверята как один,
Круглые, как шарики
И конечно каждый знает
Их зовут….
Верно - это Смешарики.
Логопед достаёт игрушки Смешариков.
- Назовите имена Смешариков.
-Как вы думаете, почему именно Кар-Карыч и Бараш пришли к нам в гости?
-Верно, вы очень сообразительны, мы с вами продолжаем учиться четко говорить звук [Р]
-Любимая игра Смешариков – прятки.
Слайд 1
-Крош решил усложнить эту игру и вот, что он придумал. Он очень хорошо спрятался, а для друзей нарисовал карту, путешествуя, по которой и выполняя разные задания, можно его найти.
Отгадывают загадку: (Смешарики)
Рассматривают игрушки называют их имена: Кар-Карыч, Бараш
Рассуждения детей: «в именах есть звук [Р], мы учимся говорить звук [Р]
Дети рассматривают на карту путешествия.
-Смешарики обратились к вам за помощью.
-Как вы думаете, о какой помощи вас хотят попросить Смешарики?
-Верно, что бы вы помогли выполнить задания и отыскать Кроша.
-Поможем? Отлично!
Рассуждения детей: «помочь найти Кроша, отправиться в путешествие, помочь выполнить задания».
Ответы детей: «да»
1.3. Психогимнастика
Логопед:
- Вы удивились, что к нам обратились Смешарики?
Изобразите удивление.
- А когда вы найдете Кроша, какое у вас будет настроение?
Изобразите радость.
Логопед:
-Как приятно видеть, ваши добрые, улыбчивые лица!
Ответы детей: да.
Изображают эмоции.
Предполагаемые ответы детей: «веселое, радостное»
Изображают эмоции: смотрят друг на друга улыбаются.
Этап 2. Основная часть: содержательно-деятельностный этап (20 минут)
Цель: автоматизация [р] в словах, словосочетаниях, предложениях, закрепление имеющихся представлений у детей, формирование новых; отработка теоретических и практических представлений, умений, навыков.
Цель: совершенствование умения правильно говорить [р] в различных учебных ситуациях, развитие умения контролировать правильное произношение в своей и чужой речи, применение и приобретение новых представлений, умений, навыков.
2.1 Проверка усвоения полученных знаний, закрепление материала.
Логопед:
Ну, что ж несколько удивленные мы отправляемся на поиски Кроша.
Игра «Останови транспорт». На магнитной доске прикреплен рисунок светофора. На столе разложены картинки с изображением транспорта.
Цель: автоматизация [Р], закрепление умения находить слова с заданным звуком, уточнение, активизация словаря по лексической теме «Транспорт».
-Путешествовать можно на разном транспорте. Вы «остановите» только то транспортное средство, в названии которого есть звук [Р]. Выбирайте картинки и прикрепляйте их к светофору: «У светофора.»
На столе лежат картинки: автобус, трамвай, электропоезд, машина, трактор, велосипед, фургон, микроавтобус, паровоз.
Логопед поощряет активность детей. В заключении просит проверить, верно ли остановлен транспорт,
- Как называется вид транспорт, который вы сейчас «останавливали»?
-Какой еще наземный транспорт, в названии которого есть звук [р] вы знаете?
Логопед отмечает правильные ответы, поощряет активность детей.
Слайд 1
- Посмотрите, первый остров, через который нам надо перебраться – состоит из высоких гор.
- Как удобнее всего перебраться через горы?
- Как называется вид транспорта, который вы предложили?
-Отгадайте, на каком транспорте мы переправимся, через горы:
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет,
Винтокрылый ….
-Тогда полетели… Слайд 2
2.2 Дидактическая игра «Большой- маленкий»
Цель: автоматизация [р], развитие лексико-грамматических средств языка.
- Какими нам кажутся предметы, которые мы видим в полете из вертолета?
-Называйте предметы, которые мы видим в иллюминаторе, помните, что они кажутся нам маленькими, а для этого называйте слова ласково.
Слайд 3
На экране в иллюминаторе поочередно возникают разные предметы:
гора, город, дорога, деревня, река, пароход, паровоз, огород, ферма.
Логопед хвалит за правильно образованные слова, помогает в случае необходимости, подбадривает тех кто допустил ошибки.
Работа над лексическим значением слова.
-Что такое ферма?
Вы молодцы, все ваши ответы верны. Ферма-это животноводческое хозяйство, где как вы правильно сказали, разводят разных животных.
-В названии каких предметов звук [Р] звучал мягко?
-Какие слова вам было трудно изменить?
Цель: упражнение в четком произношении словосочетаний со звуком [Р], умении находить слова с заданным звуком, закрепление названий, видов транспорта.
Дети выбирают, называют картинки, прикрепляют на магнитную доску около светофора со словами : у светофора трамвай, у светофора трактор и т. д.
Если есть ошибки дети убирают картинки с названием транспорта в котором нет [Р].
Ответы детей: наземный.
Дети самостоятельно придумывают названия транспортных средств: «грузовик, троллейбус, экскаватор, мотороллер»
Дети смотрят на карту путешествия.
Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий: пешком, на самолете, на вертолете, на воздушном шаре.
Ответы детей: «воздушный»
Отгадывают загадку:
«вертолет».
Дети смотрят на экран, видят летящий вертолет и Кар-Карыча, слышат звук летящего вертолета.
Цель: умение четко произносить слова со [Р], образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предполагаемый ответ: маленькими.
Дети смотрят на экран, образуют уменьшительно -ласкательные формы слов : горка, городок, дорожка, деревенька, речка, пароходик, паровозик, огородик, фермочка.
Рассуждения детей: место, где содержат животных; где живут коровы; дом, где выращивают свиней.
Предполагаемые ответы: речка, деревенька.
Предполагаемые ответы детей: ферма, деревня.
2.3 Дидактические игры «Узнай, где звук?», «Четвертый лишний». Организация взаимопроверки.
Цель: автоматизация [р], развитие умения определять положение заданного звука в слове, активизация словаря по теме «Транспорт», развитие логического мышления.
- А мы с вами отправляемся на следующий остров.
Слайд 4
-Кто живет на этом острове?
-Как называют вид зайцев, которых часто разводит человек?
-На этом острове живет друг Кроша Кролик.
Слайд 5
Больше всего он любит прыгать по пням, а еще так же как и вы учиться говорить [Р], вот только пока не всегда у него получается узнать, где спрятался звук [Р] в слове. Поможете Кролику справиться с этим заданием?
Дети по очереди играют с Кроликом.
Логопед дает инструкцию:
- В игре такое правило: если звук [Р] стоит вначале слова, вы покажите кролику первый пенек, если звук [Р] в середине – средний, если [Р] в конце, то последний, третий пенек. Кролик поймет куда ему прыгать.
Один из вас помогает Кролику, а другие внимательно наблюдают и если Кролик, допускает ошибку, помогают ее исправить.
Логопед выдает детям картинки:
а) парусник, катер, ракета, паром.
-Повторите четыре слова, которые вы сейчас называли (картинки лежат, перед детьми на столе)
-Какое слово лишнее, почему?
Игра повторяется еще раз:
б)корабль, буксир, баржа, порт
-Какое слово лишнее, почему?
-Что такое порт?
-Молодцы, вы все правильно сказали.
-Порт-это место стоянки судов.
-Понравилось вам играть с кроликом?
-Мне приятно, что ошибок у вас было мало, вы их заметили и исправили сами.
-Я думаю, что Кролик, теперь сам сможет находить звук [Р] в слове, вы его отлично научили!
Цель: упражнение в правильном произношении [Р], нахождении звука в слове, умения классифицировать предметы.
Дети рассматривают остров на карте, видят движение Кар-Карыча.
Ответы детей: «зайцы».
Предполагаемый ответ: «кролики».
Рассматривают Кролика.
Ответы детей: да.
Каждый ребенок (по очереди) называет свою картинку и пальчиком прикасаясь к доске сажает кролика на нужный пенек, в зависимости от положения звука [Р] в слове;
Остальные дети проверяют, замечают и исправляют ошибки (если они есть)
Предполагаемые ответы: ракета, потому что парусник, катер, паром - это водный транспорт, а ракета-нет.
Выполняют действия.
Предполагаемый ответ: порт, потому что корабль, буксир, баржа – это водный транспорт, а порт нет.
Ответы детей.
Предполагаемый ответ: «да»
2.4 Динамическая пауза. Физкультминутка
Слайд 6
Цель: профилактика утомления детей, снятие мышечного напряжения.
-А сейчас благодарный кролик предлагает вам потанцевать вместе с его друзьями.
Логопед выполняет движения физкультминутки вместе с детьми.
- Мы прощаемся с вами с забавным кроликом и отправляемся дальше.
Цель: выполнение движений под музыку.
Дети выполняют движения, следуя инструкциям и показу действий мультипликационного героя.
2.5. Дидактическая игра «Скажи на оборот»
Цель: автоматизация [Р], развитие умения подбирать антонимы-определения.
Слайд 7
- И вот перед нами следующий остров. Показ на карте.
-Кто же встречает нас тут?
-Хотите познакомиться с пиратом?
Слайд 8
Вы узнаете какой это пират, если скажете наоборот:
Пират не молодой, а …
Пират не плохой, а ….
Пират не злой, а ….
Пират не растрепанный, а ….
Пират не ленивый, а ….
Пират не глупый, а ….
Логопед поощряет правильные ответы, помогает в случае необходимости.
Работа над синонимией.
Как назвать очень умного человека с опытом, который может давать советы другим людям?
Логопед слушает рассуждения детей, обобщая высказывания говорит, что такого человека называют мудрым.
-Какие слова «наоборот» вам труднее всего было подобрать?
-Расскажите про пирата, какой он? Не забывайте про звук [Р]
- Можете пофантазировать, рассказать, каким вам показался пират. Постарайтесь придумать слова со звуком [Р]
Логопед хвалит детей.
-Поднимите руку, кто придумал слово со звуком [Р]
2.6 Работа над образованием сложных слов.
-У нашего пирата синие глаза. Значит, мы можем сказать, что он синеглазый. А теперь попробуйте сами:
-У пирата рыжие волосы. Значит он какой?
-Отлично!
-У пирата рыжая борода. Значит он-?
Вот какие сложные слова вы сумели сказать! И на этом острове вы справились со всеми заданиями, вы радуете меня и наших друзей.
-Какое бы вы дали название этому острову?
Попытайтесь, чтобы в названии был звук [Р]
-Какое название на ваш взгляд самое удачное?
-Мы покидаем «Пиратский» остров. А впереди нас ждет новое задание Кроша.
Цель: правильно, четко произносить[р] в словах, подбирать слова-наоборот.
Рассматривают остров на карте, видят движение Бараша.
Ответы детей: «пират»
Да
Дети рассматривают пирата, подбирают антонимы.
Предполагаемые ответы: «старый, хороший, добрый, аккуратный, трудолюбивый, умный»
Рассуждения детей.
Предполагаемые ответы: «аккуратный, трудолюбивый»
Дети составляют словосочетания о пирате : добрый пират, аккуратный пират, трудолюбивый пират, мудрый пират.
Предполагаемые ответы детей: «шустрый, смелый, веселый морской, грозный, страшный пират»
Проводят самооценку.
Предполагаемый ответ: «рыжеволосый»
Предполагаемый ответ: «рыжебородый»
Придумывают название острову: «Пиратский», «Морской»
Ответы детей.
2.7 Авторская дидактическая игра
«Построим дом» Индивидуальная работа с дифференцированными заданиями. Организация взаимопроверки.
Цель: автоматизация [Р] в предложениях, совершенствование умения составлять предложения с предлогами, распространять определениями.
1 уровень – предложение с предлогами из 4-х слов;
2 уровень - распространенное предложение с предлогом из 5 слов.
Слайд 9- 10
-Мы попали на остров, где идет большое строительство, строят дома.
-Каждый Смешарик живет в своем доме. Скажите хорошо жить одному? Почему?
-Давайте построим для Смешариков дом, где бы они жили, играли все вместе. Дети делятся на пары (в соответствии с индивидуальными возможностями). Каждая пара получает кирпичики-картинки разных цветов (задания для пар дифференцированны)
- Выберите кирпичики, какие вам нравятся.
- Составьте предложение.
-Проверьте друг у друга: правильно ли вы выполнили это задание.
-Какое предложение вам понравилось, показалось интересным?
-Поднимите руку кто не допустил ошибок, при произношении [Р]
-Какой отличный дом вы построили Смешарикам! Я думаю, теперь у них не будет повода для грусти и будет много совместных игр. Двигаемся дальше!
Слайд 11
Рассматривают остров.
Рассуждения детей: «жить одному скучно, не интересно, не с кем поиграть, поговорить»
Дети выбирают кирпичики (ранее применялись на занятиях)
Дети составляют предложения с предлогами из картинок -«кирпичиков».
Каждый строит свой этаж-предложение.
Рассказывают предложение своей «паре».
Называют интересное, понравившееся предложение.
Дети видят движение Бараша на карте.
2.8 Составление синквейна. Ориентировка в пространстве.
Цель: автоматизация [Р], развитие творческих способностей, самовыражения, через сочинение собственных нерифмованных стихов, умения ориентироваться в пространстве.
-Посмотрите, к чему мы пришли в конце нашего путешествия.
Что мы должны сделать?
- Верно, сначала надо найти сундук.
Логопед дает инструкцию:
Повернитесь назад через правое плечо.
Сделайте 3 шага вперед.
Повернитесь налево.
Внимательно посмотрите.
-Как открыть сундук?
-Ключом к этому сундуку будет стишок, о Кроше.
-Попробуем сочинить?
Слайд 12
-Крош какой?
-Что делает Крош?
-Составьте предложение о Кроше.
-Какое настроение возникают у вас когда вы говорите про Кроша?
-Повторите стих, который мы с вами составили.
Какой красивый стих у вас получился!
А теперь попробуйте сами придумать стишок про Кроша.
Вот и открыли мы сундучок.
Слайд 13
Отлично! Вы нашли Кроша!
Цель: упражнение в четком произношении звука [Р], сочинении нерифмованных стихов, умение ориентироваться по предлагаемой инструкции.
Дети видят на карте сундук.
Ответы детей: «найти, открыть сундук».
Дети выполняют инструкцию
Находят сундук.
Предполагаемый ответ:
«нужен ключ»
Дети все вместе составляют синквейн по картинкам
Веселый, круглый
Прыгает, плавает, играет
Крош дергает морковку.
Радость, веселье.
Предполагаемый ответ:
Крош
Веселый, круглый
Прыгает, плавает, играет
Крош дергает морковку.
Радость, веселье.
Дети сочиняют и проговаривают несколько вариантов синквейна.
Открывают сундучок, достают из сундука Кроша.
На экране тоже появляется Крош.
Заключительная часть, рефлексия (3 мин.)
Цель: подведение итогов, организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности, систематизация знаний, полученных во время НОД. Цель: осознание результатов своей деятельности, эмоционального состояния.
Анализ и подведение итогов.
Слайд 14
Мы помогли Смешарикам найти Кроша. Что мы для этого сделали?
-Какой звук чаще других встречался в словах, предложениях?
-Какие новые слова со [р] запомнили?
-Как вы понимаете слово «мудрый»?
- Что такое ферма?
Предполагаемые ответы:
путешествовали, выполняли задания, искали Кроша, играли с Кроликом, побывали на Пиратском острове, сочиняли стихи, строили дом для Смешариков»
[Р]
Предполагаемые ответы: «ферма, мудрый», «рыжебородый»
-Что вам понравилось больше всего?
-В чем испытывали затруднения?
-Какое у вас настроение?
-Молодцы, ребята! Вы такие дружные, вы красиво говорили звук [Р], отлично справились со всеми заданиями, нашли Кроша. Крош вам дарит на память о путешествии наклейки.
-Если у вас на занятии все получилось и вам было интересно возьмите наклейкеу с Крошем, если испытали сложности возьмите Кар -Карыча, а если вам было трудно, не понравилось путешествие возьмите Бараша.
-Мне было приятно с вами путешествовать. Спасибо вам за это! Давайте еще раз пожмем друг другу руки. Ответы и рассуждения детей: «играть с Кроликом, сочинять стишок про Кроша, строить дом».
Предполагаемые ответы «подбирать слова наоборот, составлять сложные слова»
Ответы: «веселое, радостное».
Дети оценивают свою деятельность, выбирают наклейки.