Анастасия Латышева
НОД музыкального руководителя «В городе музыкальных инструментов» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового тематического музыкального занятия в подготовительной группе
«В городе музыкальных инструментов» .
Публикация «НОД музыкального руководителя „В городе музыкальных инструментов“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цель: Расширить представление детей о многообразии музыкальных инструментов, их классификации и звучании.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов.
2. Закрепить знания детей о различными группами музыкальных инструментов, отличающихся звукоизвлечением.
3. Развивать тембровый слух.
4. Вызвать интерес к музыцированию и слушанию инструментальной музыки.
5. Воспитывать культуру слушания, уважительного отношения к исполнителям.
6. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко выражать свои мысли.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
- На предыдущих занятиях дети рассказывали о своем любимом инструменте с опорой на «Паспорт музыкального инструмента», выполненный вместе с родителями.
- Знакомство детей с термином «звукоизвлечение».
- Рассматривание иллюстраций с музыкальными инструментами, объединенных в одну группу. Слушание их звучание.
- Чтение сказок о музыкальных инструментах, стихов и загадок.
- Музицирование- (импровизация) на шумовых музыкальных инструментах под исполнение любимых песен.
- Знакомство с игрой «Маленький дирижер»
- Репетиции с детьми, владеющих навыком игры на музыкальных инструментах (блок-флейта, баян, фортепиано, домра)
Развивающая предметно- пространственная среда:
- Детские музыкальные инструменты.
- Музыкально – дидактические игры «Узнай инструмент по голосу», «Собери инструмент» (разрезные карточки, «Назови инструмент и определи группу» (для классификации по групппам, пазлы «На чем играю»
- Оформление музыкального зала по зонам («улицы музыкального города», с заданиями : Дерево с загадками о музыкальных инструментах, иллюстрации музыкантов оркестра, музыкальных инструментов.
Используемые технологии (методы и приемы)
- игровая технология,
- технология проблемного обучения,
- информационно- коммуникативная технология.
Методы:
наглядный (иллюстрации, дидактические пособия)
словесный (рассказ, беседа с детьми)
практический ( применение знаний и умений в практической деятельности:
игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, игры)
Ход занятия:
Вводная часть.
Песенка- приветствие «Колокольчик всех собрал», исполняется вместе с детьми.
I. Введение в тему.
Обращаю внимание детей на необычное оформление музыкального зала, и объясняю, что сегодня им предстоит побывать в Городе музыкальных инструментов. Как и в каждом городе, здесь также есть улицы и переулки, но чтобы пройтись по всем улицам, необходимо выполнить задания, проявить свою смекалку и конечно блеснуть своими знаниями и талантами.
II. Основная часть.
Муз. рук-ль.
Наш город музыкальный, и войти сюда может только тот, кто любит музыку. Для того, чтобы музыкальные ворота открылись, вам, ребята нужно подобрать 7 разных слов, характеризующих музыку. Прислушайтесь, она уже звучит! (Звучит отрывок из сюиты «Пер Гюнт» «Утро» Э. Григ)
- дети описывают музыку, подбирая слова, характеризующую ее звучание и тем самым открывают «Вход в город музыкальных инструментов»
Подвожу детей к центральной стене зала, где оформлен Город с названием улиц и изображением музыкальных инструментов.
Перед нами «Улица Струнная и переулок Смычковый»
На стене развешены иллюстрации с изображением инструментов : гитара, балалайка, домра, арфа, гусли, контрабас, скрипка.
Дети подходят к стене, на которой оформлено дерево с листочками – загадками о струнных инструментах.
После того, как все загадки разгаданы, и все листочки сняты с дерева предлагаю поиграть в игру «Узнай инструмент по голосу» (аудио запись с опорой на иллюстрации).
Также предлагаю поближе рассмотреть домру.
Дети слушают рассказ Саши Грачева (подготовительная группа) о музыкальном инструменте : о его устройстве, происхождении, способах игры. Затем слушают его игру на инструменте («У дороги чибис»).
Вместе с детьми делаем вывод, что группа струнных инструментов одна из самых многочисленных, и отличается очень красивым, мелодичным звучанием.
Муз. рук.
Пришла пора перейти на следующую улицу - «Клавишная».
Здесь живут инструменты, которые вы все очень хорошо знаете и любите, они всегда присутствуют на ваших занятиях (аккардеон, синтезатор, фортепиано)
Звук у них извлекается нажатием на клавишу, поэтому они объединены в такую группу.
Предлагаю подойти к пианино. Нажимаю на клавишу, но звук отсутствует (создание проблемной ситуации).
С детьми выдвигаем предположение, что не сама клавиша является источником звука, есть какой секрет внутри инструмента.
Муз. рук. Хочу предложить вам заглянуть внутрь пианино, и вы увидите его секрет. (дети рассматривают внутреннее устройство, отмечают, что здесь тоже натянуты струны: толстые, тонкие, и от их толщины зависит высота звука. А сам звук получается от удара молоточка по струнам, а молоточек соединен с клавишей.).
Муз. рук. Вот такой сложный механизм у нашего родного фортепиано. А вот,например,орган и аккордеон (показать иллюстрации). Это тоже клавишные инструменты, но звук извлекается с помощью воздуха. Вот какие хитрые клавишные инструменты.
Ребята, предлагаю вам сейчас и послушать музыку в исполнении старинного клавишного инструмента -клавесина, и в движении рук показать игру на клависине: динамику, темп, характер. (Куперен Француа «Бабочки», отрывок)
Переходим в следующую зону «Духовая улица».
Ребята, какие духовые инструменты вы уже знаете?
(флейта, саксофон, труба, жалейка).
А что их все объединяет? (звук из инструмента извлекается с помощью воздуха, дыхания).
Некоторые духовые инструменты звучат громко, объемно. Как думаете, музыкант на таком инструменте как работает дыханием? Верно, набирает много воздуха, делает сильный выдох. А чтобы играть на флейте, выдох должен быть равномерный, и не очень сильный.
Давайте посмотрим и послушаем, как Эля играет на блок-флейте.
Слушание «У кота- воркота», «Во поле береза стояла» в исполнении воспитанницы группы Эли Л.
Музыкально- динамическая игра.
А теперь предлагаю превратиться в ветер и немного подвигаться. Если музыка звучит громко, тревожно - это значит, что ветер какой? (сильный, ну а если легко, приятно, значит и ветерок дует нежно и ласково. Постарайтесь внимательно слушать музыку и в своих движениях передавать образ ветра. (Включаю нарезки звучания духовых инструментов в разной динамике и характере).
Переходим на следующую улицу. «Ударная» .
Ребята, как вы думаете, какие инструменты живут на улице «Ударной»?
- Как вы думаете, эта улица тихая или наоборот, шумная, громкая? ( дети: шумная)
Предлагаю детям подойти к стульям и взять те инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара
(из предложенных выбирают барабан, треугольник, металлофон, кастаньеты, бубен, палочки, тарелки).
Верно, звук извлекается с помощью удара. Предлагаю вам немного пошуметь, поиграть.
(дети разбирают инструменты, оговариваем с ними, какие инструменты на какие слова вступают и что они изображают)
Озвучивание стихотворения.
Была тишина, тишина, тишина. (кастаньеты- тикают часы в тишине)
Вдруг грохотом грома сменилась она. (бубен, тарелки, барабаны)
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь (металлофон, треугольники)
Закапал, закрапал, закапал по крыше (+ палочки)
Наверное, сейчас барабанить он станет…
Уже барабанит, уже барабанит! (все инструменты)
(повтор 2 раза)
С детьми делаем вывод, что с помощью ударных инструментов небольшой стих мы превратили в выразительное звуковое представление. Поэтому ударные инструменты очень нужны и важны.
Заключительная часть.
Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие по городу музыкальных инструментов. Сосчитаем все вместе до 5 ,-1,2,3,4,5- в детском садике опять!
Подводим итоги занятия: несмотря на многообразие музыкальных инструментов, их можно объединить в группы по способу звукоизвлечения. Повторяем названия групп (улиц, и способы извлечения звуков.
Дети делятся впечатлениями, на какой улице им понравилось больше всего, что нового они узнали, что им больше понравилось. Музыкальное прощание.