СВЕТЛАНА ВИНОГРАДОВА
НОД «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
С использованием информационно – коммуникативных, игровых, здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация.
Форма проведения: Экскурсия в музей.
Цель: Обогатить знания детей о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого.
Задачи: Развивать интерес к русской литературе. Учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы, умозаключения.
Упражнять в умении пересказывать текст через драматизацию. Понимать и оценивать поступки литературных героев.
Публикация «НОД „Лев Николаевич Толстой, Жизнь и творчество“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого, интерес к книге.
Предварительная работа: Рассматривание книг, и чтение произведений Л. Н. Толстого.
Словарная работа: Граф, гимназия, университет.
Оборудование: Портрет Льва Николаевича Толстого. Мультимедийная установка, выставка книг Л. Н. Толстого : «Косточка», «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Филиппок» и т. д. карточки с героями произведений Толстого. Грамзапись музыки Ф. Шопена и русской, народной музыки.
Ход
Организационный момент: Дети рассматривают выставку книг Л. Н. Толстого.
Вопросы детям: Знакомы ли вам эти книги?
Узнайте по обложкам книг, какие книги вам знакомы?
Как называются эти произведения?
Кто автор этих произведений? (ответы детей).
Воспитатель предлагает отправиться в музей Л. Н. Толстого, чтобы лучше узнать о жизни и творчестве писателя.
Дети подходят к экрану, к портрету Л. Н. Толстого. Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме. Глубоко посаженные глаза – о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки.
Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича (из воспоминаний писателя). Родился писатель в деревне Ясная поляна (показ слайда). Какое интересное название «Ясная»- что представляется при этом слове? (тепло, солнце, красота, чистый воздух). Про эти места Толстой говорил : «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию» Отец писателя был графом, мама у него рано умерла. Из рассказов других людей мама у писателя была доброй. Она играла на фортепьяно. Рисовала и очень любила рассказывать сказки. (показ слайда).
В семье графа Толстого было пятеро детей : четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька (показ слайда). Отец занимался хозяйством, воспитывал детей, много читал. Он собирал библиотеку книг. Маленький Лёва тоже очень любил читать. Любимым автором был А. С. Пушкин (показ слайда). Многие его стихи он знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Семья Толстого была очень дружной. Дети вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни (показ слайда). Л. Н. Толстой любил играть во дворе с другими детьми в разные игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Савка и Гришка»
Выбирают Савку, Гришку, дедушку. Остальные дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения и поют.
Савка и Гришка делали дуду. (2 раза).
Ду-ду, ду-ду- ду.
Громко ребята в дуду заиграли,
Дедушке старому спать помешали.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Дедушка старый на них закричал,
Палкой на дверь ребятам показал.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Савка и Гришка шмыгнули во двор.
Важно там уселись прямо на забор.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Оба забыли недавнюю беду.
Раздувая щёки, дуют во дуду.
Ду-,ду, ду-ду-ду.
Когда Льву было девять лет, семья Толстого уехала из Ясной поляны. Лев Николаевич окончил гимназию и решил продолжить образование в университете. Проучившись несколько лет, он ушёл из университета и самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук (показ слайда). После он с братом Николаем поступили в армию. Толстой был храбрым и мужественным воином (показ слайда). После армии, он приехал в Ясную Поляну, где прожил всю свою жизнь.
В Ясной Поляне Толстой открыл школу (показ слайда, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой составил «Азбуку», по которой затем учились грамоте многие поколения (показ слайда). Толстой учил детей грамоте, письму, математике, пение, рисование. Учил детей быть добрыми, честными, правдивыми, смелыми. Эти человеческие качества он отражал и в своих произведениях. Хотите стать одним из героев произведений Толстого?
Драматизация рассказа «Косточка»
Вопросы детям:
• Расскажите о своём отношении к поступку Вани.
• Почему Ваня не сознался сразу?
• Как бы вы поступили на месте Вани?
Дети рассуждают, делают выводы, умозаключения.
Первая книга, которую написал Лев Николаевич, называлась «Детство» и рассказывала о детстве мальчика Николеньки. (Предлагается найти эту книгу среди других). Эта книга была самой любимой у Толстого. «Счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» - писал Толстой. Во время отдыха Лев Николаевич написал очень много произведений о крестьянских детях.
Дидактическая игра: «Перепутанные книжки»
Детям предлагается выбрать из предложенных портретов писателей портрет Льва Николаевича Толстого и из предложенных разных книг дети должны собрать книжки писателя Толстого и разложить их вокруг писателя.
Дид. игра: «Узнай произведение»
Воспитатель читает отрывок из произведения, а дети должны найти соответствующую книгу. Отрывки из произведений: «Филиппок», «Косточка», «Пожарные собаки», «Пожар» и т. д.