Инна Несмелова
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Слогообразующая функция гласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте
детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Тема занятия: «Деление слов на слоги. Слогообразующая функция гласных звуков».
Цель: Развитие навыка слогового анализа слов.
Задачи:
1. Закрепить понятия: «слово», «слог», «предложение».
2. Формировать умения делить слова на слоги, анализировать слоговой состав слова.
Публикация «Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте „Деление слов на слоги, Слогообразующая функция гласных звуков“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
3. Познакомить со слогообразующей функцией гласных звуков.
4. Упражнять в составлении и чтении слоговых схем.
5. Развивать умения анализировать предложение.
Оборудование: Планшет с фигурками к сказке «Рукавичка», магнитная доска, маркер, пеналы для выкладывания схемы предложений (на каждого ребенка, круги или квадраты (маленького размера) со снежинками, магнитные буквы, замки со схемами слов и картинки к данным схемам.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку. Посмотрите внимательно на планшет сказки и вспомните, как она называется. (Рукавичка).
«Вот так хата – невеличка,
Из овчины рукавичка,
На дороге лежит,
В рукавичке будем жить».
(Л. Воронкова).
В рукавичке звери, видим,
В тесноте да не в обиде
Очень весело живут,
Звонко песенки поют.
- Сегодня, в этой сказке, с одним из героев случилась беда. Посмотрите внимательно, кого, из героев сказки, не хватает? (лисы)
- Послушайте, что я вам расскажу. Злой волшебник, случайно, перепутал сказки. Он заточил в темницу, рыжую лисицу.
Как вы понимаете слова: «заточил в темницу»?
(спрятал, запер ее в доме, где мало света)
- Надо нам лису найти и скорей ее спасти.
2. Сообщение темы занятия.
Чтобы спасти лису, надо отправиться в сказочный лес. Путешествие будет не простое, нам придется выполнять некоторые задания. В этих заданиях, мы будем делить слова на слоги.
- Кто помнит, что такое слог?
- Как можно разделить слова на слоги?
Вспомнить способы деления слов на слоги (прохлопать, протопать, простучать, проговорить, подставив руку под подбородок).
Молодцы, вспомнили! Значит можно отправляться в путь.
3. Основная часть.
Лесные тропинки занесены снегом. Надо построить «слоговые» сани. Разделим слово сани на слоги и составим слоговую схему.
- Как обозначить на схеме слово «сани»? (полоской)
- Протопайте это слово ногами и посчитайте, сколько в нем слогов.
- Как обозначить два слога на схеме? (разделить полоску черточкой на 2 части).
- Произнесите слово по слогам. Назовите 1 слог, 2 слог.
Молодцы! Ура! Сани готовы. Садитесь на места, мы отправляемся.
Упражнение «Ветер».
- Чтобы сани поехали, нам поможет ветер, если попросить его об этом хором, дружно, по слогам. Мы произнесем волшебные слова и будем хлопать на каждый слог, каждого слова.
Посмотрите, как я буду это делать, а потом повторите.
«Ве-тер, ве-тер, по-мо-ги».
«На-ши са-ни ты го-ни».
Молодцы! Ветер уже готов нам помогать. Но, чтобы сани ехали в нужном направлении, нам надо выложить дорожку из слов.
Упражнение «Дорожки». Работа с пеналами.
Послушайте предложение и посчитайте, сколько в нем слов. Составьте схему предложения, обозначьте каждое слово полоской.
Ветер гонит сани.
Наши сани едут сами.
- Сколько в первом предложении слов? Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.
- Сколько слов во втором предложении? Повторите предложение. Какое слово после слова «сани»? Перед словом «сани»? Какое слово между словом «наши» и словом «едут» и т. д.
- Повторите предложения по схемам, указывая пальцем на каждое слово.
- Разделите каждое слово в предложениях на слоги и положите под полоску столько снежинок, сколько в этом слове слогов. (Индивидуальная работа детей).
Ах ты, зимушка – зима,
Все тропинки замела!
Все дорожки, все пути,
Ни проехать, не пройти.
Логопед предлагает расчистить дорожки, убрать со столов полоски и снежинки.
- Ветер так сильно дует, что становится холодно. Давайте погреемся.
Динамическая пауза с элементами самомассажа:
(Стихи для развития речи. 4-7лет. О. А. Новиковская)
Ой, мороз, мороз, мороз
(обхватывают себя руками за плечи, перекрестив руки, растирают)
Щиплет щеки, щиплет нос,
Щиплет уши, щиплет губы
(легкие пощипывания частей тела пальцами рук)
Забирается под шубы
(обхватывают себя за талию, перекрестив руки, поглаживают)
Чтоб согреться, посмотри
(трут плечики, перекрестив руки перед собой)
Все, как следует, потри:
(потереть ладони друг о друга)
Щеки, носик, уши, губы (растирание)
Пар пошел даже от шубы
(разводят руки в стороны, делают вдох, складывают губы трубочкой, выдыхают через «трубочку»).
Упражнение «Сугробы» - знакомство со слогообразующей функцией гласных
- Ребята, посмотрите, впереди сугробы. Зимушка – Зима нас не пропускает. Волшебник заколдовал эти два слова: «Зимушка», «Зима». Оставил на сугробах только схемы слов (l l l).
Чтобы пройти дальше, надо расколдовать эти слова («Зимушка», «Зима»). Разделить слова на слоги и найти схему каждого слова. Давайте попробуем.
Но хлопать и топать
Мы не будем.
Иначе волшебника разбудим.
Не шуметь прошу я вас.
Чтобы он не слышал нас.
Логопед предлагает делить слова, подставив руку под подбородок. Дети соотносят слова со схемами.
- Чтобы расколдовать слова, надо назвать гласные звуки в каждом слове и обозначить их буквами.
Добавляют гласные буквы в схемы слов. Соотносят количество гласных с количеством слогов.
Знакомство с правилом: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед предлагает повторить и запомнить правило.
Правило нам сейчас пригодится
Мы подошли уже к темнице.
На темнице три замка.
Их откроет только тот,
Кто к схеме слово подберет.
Упражнение «Подбери ключ» - чтение слоговых схем (с обозначением гласных букв в каждом слоге, подбор картинок к слоговым схемам.
Дети, совместно с логопедом, анализируют схемы слов на замках (Сколько слогов? Сколько гласных в слове? Какие гласные буквы вы видите на схеме).
- Ключи к замкам – это слова (выставляет картинки слов). Подумайте, к какой схеме и к какому замку подходит каждое слово. Подставьте ключ – картинку к нужному замку.
Итог занятия: Оценка деятельности детей.
Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали слова к схемам и открыли все замки.
Дверь в темницу открывается,
Лиса в сказку возвращается.
(Выставляется герой сказки «лиса» на планшет).
Очень нелегкое было наше путешествие в сказку. Но вы, хорошо справились со всеми заданиями. Вспомните, чему мы научились, выполняя задания? (делить слова на слоги). Какое новое правило узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов). Что вам показалось трудным? Что понравилось?