НЕЛЯ АЛБОРОВА
Конспект итогового занятия «До свидания, осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие осетинской речи в подготовительной группе
Тема: «До свидания, осень!» (Овощи и фрукты).
Цели: Закрепить знания детей пройденного материала об осени ( об овощах и фруктах:цвет,форма, вкус). Активно использовать изученные слова в своей лексике.
Задачи:
Обучающие: - Работаю над правильным произношением звука (гъ; культурой речи :
Публикация «Конспект итогового занятия „До свидания, осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- развиваю словарный запас детей с помощью признаков осени :
- учу правильно употреблять прилагательных с данными существительными (овощи и фрукты).
Развивающие:развиваю внимательность, память, кругозор воспитанников.
Воспитательные: Воспитываю в детях любознательность, любовь к родному языку, природе родного края-Осетии.
Материал: ИКТ, схемы (овощи, фрукты, «Чудесный мешок»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Подготавливаю детей к разговору на осетинском языке.
(Дети стоят в круге. Здороваются.)
-Я считаю до трех,а когда открою глаза вы мне покажете ваше настроение, как вы себя чувствуете.
-Молодцы, все веселые, радостные!
II. Работа над произношением звука (гъ).
1. Хъомылг н г: Равдис м куыд зоны зарын н хъуыр мыр (гъ) куы дзур м у д. Упражнение «Г ды м сты к ны». Бахудын, байгом к нут дзых. взаджы к рон д нд гты ф ст, й аст у та сзылд уал м – г дыйы ф сонты хуыз н, м сты куы ф к ны у д куыд ак ны афт. Нырта амб хсти (дзых сыхг нын). нхъ вз м н хъуыр. Сыв р м не нгуылдзт н хъуырыл м з гъ м (гъ). Н хъуыр зары? (Сыв лл тт сыгъд гдзуринаг дзурынц иууылд р иум)
Сыгъд гдзуринаг: Бир гъ й н с гъ лыгъди,
Бир гъ тынг з ронд уыди,
С гъ ыл худт, г ппыт кодта,
Цуанонм н с гъ ызгъордта.
III. Воспитатель: Какое время года на дворе?
(Осень)
Воспитатель : Отгадайте згадку:
Ф уазал ис б ст,
Ф хъуынтыз ис бон.
нкъардхуыз н ф зт
Ныггыццыл ис бон. /Ф зз г/
- О каком времени года идет речь в загадке?
(Об осени)
- Ребята, а вам понравилась осень?
(выслушать ответы)
- А как вы думаете, осень коасивое время года?
(Осеннь очень красивое время года.)
- Сейчас мы раскажем об осени по картинам. Будьте внимательны!
(презентация)
. Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, будем составлять предложения по картинкам.
(образец)
Рал ууыд сызгъ рин ф зз г.
Хур к сы, ф л н тавы.
Б л ст скодтой алыхуызон дар с.
Сырх, бур, сызгъ рин сыфт хауынц б л ст й.
Ф зз джы ар х уары къ вда.
Цъиут т хынц хъарм б ст м.
Ад м мбырд к нынц тылл г, с хи ц тт к нынц зым гм.
Хъомылг н г: Куыд р сугъд радзырдтат ф зз джы тыхх й. Ныр та нын радзурдз н,.. Дардд р та,
(Сабит дзурынц ф зз джы тыхх й)
Воспитатель Очень красиво рассказали об этом красивом времени года.
Посмотрите, какой у меня «Чудесный мешок».Что же в нем,интересно?
(Овощи и фрукты).
Воспитатель: Я достала картошку. Это – овощ. А теперь достаете вы и говорите название и что достали : овощ или фрукт?
(Дети кладут их в разные миски).
IV. физминутка.
Игра «На дереве или на земле.»
( Дзырдт : к рдо, хъ дындз, чылауи, нуры, цывзы, ф ткъуы, уырыдзы, нас, джитъри, пъ мидор).
V. Дидактиктическая игра: «Один - много».
Хъомылг н г: У д та ног й ахъаз м, диссаджы дзырд «Бир»-им.
(Слайдт)
(Я называю в единсвенном числе «один.», дети во множественном числе «много…»)
Воспитатель: Молодцы, все очень хорошо справились с заданием.
VI. Работа со схемами.
Воспитатель: Все вы хорошо запомнили названия овощей и фруктов, но давайте раскажем, какие они на вкус, по форме и цвету.
(Схем т м г сг куыст).
(Сырх, бур, урс, цъ х, тымбыл, д ргъ ццон, адджын, туаг, судзаг).
(Стъолыл къамт -сх м т. Сыв лл тт иугай дзу ппыт д ттынц)
Сыв ллон: «Нывыл ис нуры, нуры у урс, тымбыл, судзаг.
Хъомылг н г: Ныр та у алчид р райс т й схем м бац у д н уазджыт м м сын с радзурут, уый ф ст м цурм разд хут.
(Сыв лл итт тымбыл л ууынц).
Воспитатель Как красиво осенью в горах и лесах Осетии! Как хорошо расказали вы,ребята, о золотой осени, о щедрых дарах осени! Попращаемся с осенью и скажем ей «До свидания!».
Дети: До свидания, осень! Спасибо за дары!
Воспитатель Спасибо, ребята! Молодцы! Очень хорошо работали. До следующей встречи!
Дети: До свидания!