Анастасия Калимуллина
НОД «Как растения помогают освоить азы математики»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Как растения помогают освоить азы математики»
Вторая младшая группа
Цель: Учить рассматривать растения в определенной последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями; формировать заботливое отношение к комнатным растениям; закрепить счет в пределах четырех, ориентировку в пространстве; формировать умение различать геометрические фигуры, а также представление о величине, цвете; устанавливать отношение «больше», «меньше», «столько же»; развивать речь, коммуникативные особенности, мышление, память.
Публикация «НОД „Как растения помогают освоить азы математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Материал и оборудование. Комнатные растения (бальзамин, герань, фиалка узамбарская); сенсорные эталоны поверхности (гладкая и бархатная бумага или кусочки ткани с гладкой и ворсистой поверхностью, формы (овал, круг, треугольник, края листа (ровный, неровный); формы стебля (круглый и граненый карандаши); эталоны розового и красного цвета; лейка без распылителя; фигурки (плоскостные) трех поросят; изображение трехэтажного дома.
Ход занятия
1-я часть. Рассматривание растений
Воспитатель. Найдите среди комнатных растений огонек. (Дети находят растение, педагог переносит его на стол.) Это растение называют также Ванька - мокрый и бальзамин. (Дети повторяют название.) Покажите где цветки у бальзамина. (Показывают.) Какие они по величине: большие или маленькие?
Дети. Цветки у бальзамина маленькие.
Воспитатель. Выберите среди цветных карандашей такие, которые напоминают цветки бальзамина. (Дети выбирают розовые и красные карандаши.) Так какого же цвета цветки бальзамина: красного или розового?
Если дети называют цветки красными, педагог уточняет их окраску и вводит в активный словарь детей название цветов: розовый, ярко-розовый. Для этого дети сравнивают цвет красного карандаша с окраской цветков бальзамина.
В. В чем растет наш цветок?
Д. Он растет в горшке, в земле.
В. Что у цветка находится в горшке, в земле?
Д. В земле находятся корни.
Педагог показывает черенок бальзамина с корнями.
В. В земле у огонька корни, как и у всех других растений : фикуса, березы, герани, сирени… Корни удерживают растение в земле, а еще корнями они «пьют» воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду? Чем пьет воду бальзамин?
Д. Мы пьем воду ртом. Бальзамин пьет воду корнями.
В. Верно. А какой по форме стебель у бальзамина? Выберите соответствующий карандаш (модель).
Д. У огонька стебель круглый, похож на круглый карандаш.
В. Что еще вы можете сказать о стебле? Какого он цвета?
Д. Стебель зеленый.
В. А что располагается на стебле?
Д. На стебле есть веточки, листья, цветки.
В. Найдите и сосчитайте веточки. (Дети считают.) Сколько листьев у бальзамина? Много или мало? Сосчитайте.
Д. У бальзамина много листьев. Их трудно сосчитать.
В. Какого цвета листья у бальзамина?
Д. Листья бальзамина зеленые.
В. А какой они формы? Выберите из геометрических фигур (модели) ту, которая больше всего подходит к листу бальзамина. (Дети выбирают овал.) У бальзамина листья действительно похожи на овал. (Дети повторяют название геометрической фигуры.) А какой величины листья у бальзамина? Крупные или мелкие? Большие или маленькие? Сравните, что больше: ваши ладошки или листья бальзамина?
Дети сравнивают и выясняют, что лист бальзамина маленький, меньше ладошки.
В. Осторожно погладьте лист бальзамина пальцами. Какая поверхность у листа: гладкая или шершавая? Подберите нужную тряпочку или лист бумаги, у которых такая же поверхность.
Дети выбирают и объясняют свой выбор (тряпочка или бумага гладкие, так как лист бальзамина гладкий, пальцы по нему легко скользят, ни за что не цепляются).
Педагог обобщает полученные детьми знания о листе бальзамина: «Он зеленый, гладкий, овальный». Дети повторяют описание листа бальзамина, используя модели.
2-я часть. Спор растений
В. Бальзамин по секрету «сказал» мне, что он самый высокий среди тех цветков, рядом с которыми он стоит. Как узнать, прав ин или нет?
Показывает на подоконник, где стоят фиалка и герань.
Д. Надо эти растения поставить рядом.
Педагог ставит фиалку и герань на стол рядом с бальзамином и расставляет три цветка в виде треугольника.
В. Давайте определим, какое растение из них самое высокое, какой самое низкое, а какой средней высоты.
Дети рассматривают растения и определяют на глаз, какое из них самое высокое, по очереди сравнивая бальзамин с геранью и фиалкой.
Д. Самое высокое растение – герань. Она выше бальзамина. Бальзамин ниже герани. Самое маленькое, самое низкое растение – фиалка. Фиалка ниже бальзамина. Бальзамин выше фиалки.
В. Значит, бальзамин средней величины. Он выше (больше) фиалки, но ниже (меньше) герани.
Дети закрепляют понятия «больше», «меньше».
В. Расположите на столе растения слева направо по высоте. Сначала поставьте самое высокое растение.
Дети выбирают самое высокое растение (герань) и ставят его на столе слева.
В. А теперь найдите растение, которое ниже герани, но не самое низкое.
Дети выбирают бальзамин и ставят справа от герани.
В. Какая по высоте фиалка?
Д. Фиалка самая низкая.
Дети ставят фиалку справа от бальзамина.
В. Кто объяснит, как мы расположили цветы?
Дети объясняют, почему они так их поставили.
В. Какой же по высоте бальзамин?
Д. Он средний по высоте, средний по величине.
3-я часть. Поливка растений
В. А что нужно, чтобы растения хорошо себя чувствовали? Что мы делаем каждое утро?
Д. Мы поливаем растения.
В. Как узнать, надо ли растение поливать? (Ответы-предположения детей.)
Педагог объясняет: если земля к пальцам не пристала, то она сухая, растение нужно полить, а если пальцы грязные, в земле, то земля мокрая и поливать растение не надо.
Дети определяют, какие из комнатных растений группы нужно полить. Педагог показывает, как правильно нужно держать лейку (правой рукой за ручку, левой за носик, как поливать (носик приложить к краю горшкаи вылить всю воду). Дети поливают цветы.
В. Сколько комнатных растений мы полили?
Дети считают.
4-я часть. Игра «Угадайка»
В. К нам в гости пришли три поросенка (показывает на фигурки трех поросят). Из какой они сказки?
Дети вспоминают сказку, имена поросят. Педагог вывешивает плакат с изображением трехэтажного дома и говорит, что поросята живут в этом доме. Каждый поросенок живет на своем этаже.
В. Сколько этажей в этом доме? Кто сосчитает?
Д. Один, два, три. Три этожа.
В. По сколько комнат на каждом этаже?
Д. На каждом этаже по три комнаты.
В. По сколько окон на каждом этаже?
Д. По три окна.
В. А какой формы окна?
Д. Окна квадратные, квадратной формы.
В. Покажите нижний этаж в доме (показывают, верхний этаж (показывают). А как можно назвать этот этаж? (Показывает на второй этаж.)
Д. Его можно назвать средним, он выше нижнего, но ниже верхнего.
В. Как вы думаете, что обозначают кружочки в окнах?
Д. На окнах цветы, комнатные растения.
В. Как вы думаете, есть ли у поросят такие же растения, как у нас? (Ответы-предположения.) Что может нам помочь ответить на этот вопрос? (Ответы-предположения.) Верно, цвет кругов: они красные, синие и розовые, как наши цветущие герань, фиалка и бальзамин. Поросята просят нас угадать, какого цвета средний круг на втором этаже (показывает на не раскрашенный круг). Найдите нужный карандаш и объясните, почему вы его выбрали. Поросята подсказывают: у них одинаковые комнатные цветы, но поставлены они были по разному.
Дети определяют нужный цвет карандаша (розовый, объясняют свой выбор и раскрашивают круг. Поросята благодарят детей за то, что те правильно определили, какие цветы они дома выращивают.