Дарья Карпенко
НОД «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Как дикие животные готовятся к зиме
Цель: Познакомить детей со способами подготовки диких животных к зиме
Задачи:
1. Обучающие
• Закреплять знания детей о признаках живой и неживой природы поздней осенью;
• Расширять представления детей о диких животных : как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о причинах изменений в их жизни осенью;
• Учить детей использовать прием сравнения при самостоятельном решении умственных задач;
Публикация «НОД „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;
2. Развивающие
развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку, словесно-логическое мышление;
3. Воспитательные
• воспитывать интерес к природе;
• Формировать доброе, чуткое отношение к обитателям леса.
Материал: костюмы белки, маска медведя, «берлога», муляжи грибов, шишки, желуди, корзина, листья, стулья, мольберт, игрушка зайца, норка, картина лисы и волка, фото – белка зимой, конверт для картин, ширма, схемы – загадки на каждого ребенка, карта – дорога в детский сад.
Предварительная работа:
1. Рассматривание серии картин «Дикие животные»,
2. Разучивание стихотворения «Медведь готовится к зиме…»
3. Беседы «Лесные обитатели», «Осенняя природа»,
4. Чтение рассказов В. Бианки «Лесная газета», «Круглый год»
5. Обучение рассказыванию по схеме, плану.
6. Методы и приемы:
1 часть: Игровой прием, художественное слово, беседа, вопросы, побуждение к деятельности,
2 часть: музыкальное сопровождение, сюрпризный момент – приход белочки, упражнение, рассказ, объяснение, обобщение, показ иллюстраций, работа с раздаточным материалом - схемы, напоминание,
3 часть: анализ, оценка.
Методика и организация проведения занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? А какая бывает осень? (ранняя, золотая и поздняя) А сейчас какая осень?
А скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Какие признаки поздней осени вы знаете? (Ответы детей) (на улице все холодней, птицы улетели в теплые края, день становится короче, листва с деревьев опала) Вся природа готовится к встрече зимы.
- Ребята, а хотели бы вы оказаться в осеннем лесу, посмотреть, что происходит животными, готовы ли они к приходу зимы? Тогда я вам предлагаю отправиться в осенний лес.
А для того, чтобы нам оказаться в лесу нужно закрыть глаза и сосчитать до трех. Ну что, готовы? Закрывайте глазки. Один, два, три…
(звучит спокойная музыка)
Вот мы с вами и оказались в осеннем лесу. А кто знает, как нужно вести себя в лесу? А почему? Правильно, чтобы не испугать обитателей леса, поэтому нужно вести себя тихо и не шуметь. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой – не шумите. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг встретим какого-нибудь зверька.
Выбегает белка:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Посмотрите, кто это? Это сама белочка выбежала к нам, да какая красивая.
Белка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в лес. Я как раз готовлю запасы к зиме.
Воспитатель: Ой, как интересно. Ребята, а хотите помочь белочке собрать запасы, чтобы она не голодала в холодную зиму? Что мы будем собирать? (желуди, грибочки и шишки) Собирайте скорей в корзину.
Белка: Спасибо вам, ребята, теперь я смогу и друзей бельчат накормить зимой. За вашу доброту я хочу вам вручить этот конверт с письмом от лесных жителей (отдает). А сейчас мне пора. Встретимся весной.
Воспитатель: До встречи, белочка. (Прощаемся)
- Ребятки, посмотрите, лесные обитатели для нас даже стульчики поставили и мольберт. Садитесь скорей на стулья.
- Посмотрим что в конверте? (открываю конверт, показываю картинку «белка зимой»)
- Ребята, посмотрите, кто это? (Белочка)
- А как вы думаете, почему у этой белочки серая шубка, ведь мы с вами только что видели рыжую белку?
- Оказывается, осенью белки линяют, рыжая шерсть у них выпадает и вырастает новая, серенькая шубка. Она теплее, чем прежняя, а еще с помощью этой шубки она может защищаться от хищников, ведь в серой шубке она будет не заметна на дереве.
- Мы с вами знаем, что еще один зверек на зиму меняет цвет шубки? Чтобы узнать, кто это, отгадайте мою загадку:
Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
- Правильно, это заяц. Когда мы с вами ходили по лесу, я увидела чью-то норку. Не зайчик ли там спрятался?
- Вот где он сидит. А какой становится шубка у зайчика зимой? А летом, какая была?
- А почему белка меняет свою рыжую шубку на серую, а зайчик с серой на белую? (потому что белка прячется на дереве, а заяц на белом снегу).
- А как же еще заяц готовится к зиме? Он делает запасы на зиму, как белка? А почему? (у зайца достаточно еды зимой, он питается корой деревьев)
Я вам предлагаю превратиться в зайчиков. Выходите сюда, на полянку:
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка прыг – и убежал.
Убегайте скорей, зайки, на стульчики.
- И ты, заинька, убегай скорей в свою норку! (убираю игрушку зайца)
-Ребятки, посмотрите, а это кто? (Лиса) Вот она, наверное, и напугала зайчиков.
Посмотрите, какая она:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу краса.
Кто же это? Конечно же, лиса!
А как же лисы готовятся к зиме? (ответы детей) Осенью лиса, как белка и заяц, линяет, но цвет шубки так и остается у нее рыжим. А почему, как вы думаете? (Ответы детей)
- Лиса сама хищница и ей бояться некого. А запасы на зиму она делает? Чем же она питается? Правильно, она ловит маленьких зверьков и ими питается.
Посмотрите, а вот еще картина. Это кто? (волк)
- Как же он приспосабливается к холодам? (Ответы детей)
- Как и все звери, волк линяет осенью, и меняет свою летнюю шубу на теплую, зимнюю, чтобы не холодно было бродить по лесу, искать добычу. Как и лиса, волк не готовит запасов на зиму, а чем он питается? Правильно, он тоже ловит маленьких зверьков и ест их.
Ребята, а мы с вами знаем стихотворение про одного лесного жителя. Про кого? (про медведя) Расскажем? Вставайте около стульчиков: (хором рассказываем)
Медведь готовится к зиме,
Ест все, что впрок пойдет:
Рыбешку, ягоду, орех,
Жучков, коренья, мёд.
К морозам толстый великан
Идет в берлогу спать.
Из веток, снега и листвы
Постелена кровать.
Там, согревая лапой нос,
Он будет долго ждать,
Когда весной под звон ручьев
Поднимется опять.
Худой, голодный после сна
Он вылезет на свет
И будет снова, день за днем,
Искать себе обед.
- А как же он спит всю зиму и не просыпается, ему, наверное, голодно зимой? А почему нет? (он наедается осенью)
- Ребята, под этой елочкой медведь уже нашел свою берлогу и спит, а чтобы он не замерз холодной зимой, нужно укрыть его листвой. Собирайте листочки на берлогу (собирают листочки)
- Вот теперь косолапому мишке не страшна холодная зима.
- Ребятки, лесные звери приготовили нам интересные задачки. Попробуем их решить. Такое вам задание – отгадайте, о каком животном рассказывает схема. (Раздаю схемы, опрашиваю)
- Ой, ребятки, а у меня какое животное? Отгадаем вместе? (еж)
(собираю схемы) Эти задачки лесные жители нам подарили и хотят, чтобы, когда мы вернулись в детский сад, сделали игру и назвали ее «Отгадай лесного зверя».
- Ребята, в нашем конвертике осталась последняя картинка. Ой, посмотрите, что это? (карта – дорога в детский сад)
Ну что ж, это значит, что наше путешествие заканчивается, пора нам возвращаться. Идем по карте. Нужно идти сначала прямо, повернуть налево, опять прямо, потом направо, еще раз направо и прямо.
- Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали? Кого мы встретили в лесу? Готовы теперь звери к зиме? А что они для этого сделали? Как мы им помогли?