Ирина Литвинова
Конспект НОД «История электричества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей возникновения электричества.
Задачи:
Образовательная: углубить знания детей об электричестве : провести и объяснить простейшие эксперименты с электричеством,
закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту,
уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире
находится статическое электричество;
Публикация «Конспект НОД „История электричества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Развивающая: продолжить формирование навыков экспериментально - аналитической деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку.
Воспитательная: продолжать формировать умение договариваться, помогать друг другу при работе в парах; вызывать радость от открытий, полученных из опытов.
Материалы к занятию: воздушные шары по количеству детей, 2 фонарика, ноутбуки из бумаги, пластмассовые трубочки, лоскуты из шерсти, бумажные бабочки, тарелочки с геркулесом, карандаши, бумага.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, вам не кажется, что в группе темновато. Что надо сделать, чтобы стало всё видно? Дети: Нужно включить свет, электричество.
Вос-ль: А вы, ребята, знаете, что такое электричество? Предлагаю вам от-правиться в путешествие по времени, чтобы узнать, откуда в жизни человека появилось электричество. Усаживайтесь за столы. Открываем ноутбуки.
На ваших экранах напечатаны слова. Давайте по очереди их прочтем: огонь, лучина, факел,свеча, лампа, лампочка, ток, провод, станция, приборы. Как вы думаете, что их объединяет? (Чтобы вам было удобно работать, я предлагаю вам помогать друг другу в парах. Листать странички дневника нашего путешествия вы будете по очереди.)
-Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей).
Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Слайд№1)
Вос-ль: Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд№2)
Вос-ль: Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?
Дети: (опасно, его нужно держать в руках)
Вос-ль: - Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. (Слайд№3)
Пожары случались часто, да и света от лучины было немного, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять. Потом люди придумали свечу (слайд №4).
Жизнь людей становилась всё сложнее. Появились люди, которые внимательно исследовали окружающий мир, и придумывали что-то новое. Это – учёные. Так, на смену свечке пришла керосиновая лампа. (слайд №5). Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать. А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка) (слайд №8).
Почему горит лампочка, что заставляет её работать, вы узнаете из загадки:
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т. д.) Вся эта техника работает благодаря электричеству.
Электричество рождается на больших электростанциях (слайд электростанций №9) .
Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над зем-лей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку (слайд №11) .
Провод это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома. (слайд №10)
Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы рабо-тать. Он похож на реку, но в ней течет вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны.
Игра –физминутка. «Ток бежит по проводам» (слайд №12)
Бежит ток, как вода
Вы, ребята, провода
Змейкой прямо через лес
Вот и в дом он к нам залез
Ну-ка, ток, замри
И пылесос включи,
магнитофон, робота.
Игра с мячом «Для чего это нужно»(слайд №13) .
Вос-ль:
-Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?
Ответы детей: (Электричество дорого стоит, и много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)
Вос-ль: Если есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!
-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?
Ответы детей: Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет хо-лодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон.
Вос-ль:. Давайте посмотрим, как люди обходились без электричества, чем они пользовались?
Д/игра «Что есть, что было»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Перед вами на доске картинки бытовой техники, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества.
*стиральная машина – корыто
*пылесос – веник
*холодильник - яма
*утюг – гладильная палка, утюг на углях
*швейная машина – игла
*электролампа – свеча
*электроплита - русская печь
Вос – ль: Как вы думаете, ток для людей друг или враг? Всегда ли электрический ток бывает безопасным?
Электричество опасно – это каждый должен знать! (слайд №14)
Ребята, вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей) (слайд №15-20)
-Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.
-А еще есть не опасное, статическое электричество. Оно живет везде, и если его поймать, можно с ним поиграть. Я приглашаю вас заняться
экспериментированием, мы научимся ловить электричество.
-Закрыть глаза. 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.
Открываем глаза - мы оказались в волшебной стране. Попробуем сделать предметы волшебными?
Опыты:
1. Геркулес на шарике. Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? (ничего не произошло).
Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на геркулес. Что сейчас произошло (геркулес притягивается к шарику, потому что на нём появилось электричество из волос)
Вывод: Электричество живет в волосах.
2. Бумажные бабочки. Предложить детям взять пластмассовые палочки и потрогать бумажных бабочек, которые лежат на столе (ничего не происходит). Затем предложить палочки потереть о шерстяную тряпочку, бабочки стали притягиваться. Почему?
Вывод: Электричество живет в одежде.
3. Фонарики. Взять два одинаковых фонарика на батарейках. Посмотреть, что один светит, второй - нет. Почему не светит второй? (т. к. нет батарейки) .
Вывод: Электричество живет в батарейке.
-Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять.
Вос-ль: Много информации мы сегодня узнали об электричестве. Как эту информацию запомнить и рассказать дома?
Предлагаю нарисовать ленту времени "История электричества" (дети рисуют историю возникновения электричества)