Марина Викторовна Колесникова
НОД по ФЭМП «Путешествие в страну знаний математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну знаний математики».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП).
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие (ФЭМП)», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие», художественно - эстетическое развитие (музыка).
Тип деятельности: совместная деятельность педагога и детей.
Тип НОД: комплексное, усвоение навыков и умений, обобщение и систематизация знаний.
Публикация «НОД по ФЭМП „Путешествие в страну знаний математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Форма проведения: путешествие.
Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности у детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представления о составе числа 7 и цифрой 7;
2. Продолжать формировать временные представления (дни недели);
3. Закрепить представления о составе числа 8 и цифрой 8;
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
5. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы, название геометрических фигур.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление;
2. Дать представления об истинных и ложных суждениях.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Здоровьесберегающая: обеспечить эмоциональное благополучие детей.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, трудовая, двигательная.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Форма организации детей: подгрупповая.
Мотивация: «Приглашение в путешествие в страну знаний математики».
Индивидуальная работа: с Викой Кочубей и Альви Хусеновым закрепить представления о составе числа 8.
Предшествующая работа: закрепление навыка счета в прямом и обратном порядке в пределах 10; закрепление последовательного называния дней недели; закрепление составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа; закрепление умения ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы; различать и называть геометрические фигуры.
Средства обучения для педагога: ИКТ (слайды с изображением диких животных (заяц, белка, волк, медведь, рысь, лось, ёж); картинки с изображением предметов, на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка); карточки с цифрами «7», «8»; магнитная доска, числовой ряд с цифрами от 1 до 10; домик «Состав числа 8», карточки с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., мяч; магниты для закрепления пособий, шоколадки по количеству детей, наклейки – смайлики, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка для физкультминутки.
Средства обучения для детей: листы бумаги, геометрические фигуры (зеленый прямоугольник, синий квадрат, красный круг, оранжевый овал, желтый ромб, желтый круг, зеленый круг).
Содержание организованной деятельности детей
1часть. Вводное слово воспитателя.
В. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. - В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
В. – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.
2 часть. Основная. (2 мин)
В. - Я приглашаю вас в «путешествие в страну знаний математики».
В. - Ребята, на чём можно путешествовать?
Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.
Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд».
Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10.
Вы, передавая мяч друг другу считаете.
В. - Вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.
Звучит музыка «Паровозик из Ромашково», дети проходят на свои места за стол.
Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку).
2. Игровое задание «Соседи числа».
В. Я называю число, а вы его соседей.
Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6, соседей числа 8, соседей числа 10.
В. Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7»?
1. В какой сказке было семеро козлят?
2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
3. Как называется сказка, где были гномы и одна девочка?
4. Как называется сказка А. С. Пушкина, где было семь богатырей?
Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
В. - Сколько дней в неделе? (7).
Перечислите дни недели (дети перечисляют).
Назовите седьмой день недели? (7).
Слайд. В. - Число 7, обозначается цифрой «7».
В. - Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. (4 мин)
Слайд. В. - Первая остановка – станция «Лесная».
Отгадайте загадки и узнаем, кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.
Загадки:
1. Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной (ёж). Слайд
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь). Слайд
3. Серый, и зубастый,
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (волк). Слайд
4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (заяц). Слайд
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось). Слайд
6. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь). Слайд
7. Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка). Слайд
В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7). Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка).
Следующая станция «Цифровая».
Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас.
В. - Что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.
Сколько всего квадратов? (7).
В. Сколько красных квадратов? (6). Сколько синих? (1).
Как мы получили число 7? к 6 +1=7
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
В. - Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Д. - Синий поменяли на красный. Сколько стало красных квадратов? (7).
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.
День, что изменилось? Добавили ещё один квадрат красного цвета. Сколько стало всего? Давайте посчитаем(8). Как мы получили число 8? Мы к 7 +1=8.
В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.
Слайд. (Выставляется на доске цифра 8).
Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
Слайд (числовой ряд).
В. – Какое число живёт справа от числа 8? (9). Слева от числа 8? (7).
Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели).
Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 марта).
Слайд. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа? (ответы детей - картинки - неваляшка, матрёшка, груша).
Дети рисуют цифру 8 рукой в воздухе.
Физкультминутка.
В. - Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 8 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Состав числа 8
«Домик» на доске с кружками.
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? (8). Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 8. Как разделить число 8 на 2 меньших числа?
Давайте начнем с первого этажа. На этом этаже уже живет число 1, а какое число должно жить рядом? Сколько нужно добавить кружков, чтобы получилось число 8?
Вывод: воспитатель говорит можно составить по - разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8.
В. - Молодцы! Хорошо справились.
Поедем дальше (музыка).
А пока мы будем ехать до следующей станции, поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает».
Слайд. 1. Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника).
Слайд. 2. Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2).
Слайд. 3. Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы).
Слайд. 4. Бывает квадрат круглый? (Нет.) А почему? (У квадрата четыре угла).
Слайд. 5. Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4).
В. - Молодцы! (музыка).
Слайд. Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур».
А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют).
Давайте разместим геометрические фигуры в свой домик (на листах бумаги).
- Красный круг в центре листа,
- Зеленый прямоугольник в левом верхнем углу,
- Синий квадрат в правом верхнем углу,
- Желтый ромб в нижнем правом углу,
- Оранжевый овал в левом нижнем углу,
- Желтый круг вверху листа,
- Зеленый круг внизу листа.
Молодцы, ребята справились с этим заданием.
Мы приближаемся к станции «Конечная».
3 часть. Заключительная.
Рефлексия.
В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.