Тамара Латышева
Конспект НОД «Федорины помощники» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Золотая Рыбка»
Тема «Федорины помощники!» (по лексической теме «Посуда»)
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие»,
«Художественное развитие»,
«Восприятие художественной литературы и фольклора».
Публикация «Конспект НОД „Федорины помощники“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
Цель. развитие грамматического строя речи и актуализация словаря по лексической теме «Посуда» посредством дидактических игр и упражнений с применением ИКТ.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и расширить представления о посуде, её назначении; формировать понятие чайная, столовая, кухонная посуда, классифицировать предметы по характерным признакам, функциональному значению;
- закрепить употребление лексико-грамматический структур речи по теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь детей, умение давать полный ответ на вопросы воспитателя;
- способствовать развитию зрительно-пространственного гнозиса и обогащению словаря.
- развивать физиологическое дыхание, артикуляционную и общую моторику;
- способствовать развитию мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте;
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.
Предварительная работа:
- рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства;
- рисование и лепка посуды;
- чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»;
- отгадывание и разучивание загадок о посуде;
- игры: «Что в чем?» (словообразование, «Наоборот» (подбор слов-антонимов, «Четвертый лишний» и др.
Словарная работа: столовые приборы, сервиз, сервировать, фарфоровый, сахарница, конфетница, сухарница.
Оборудование:
• конверт с заданиями,
• силуэтные изображения предметов посуды на интерактивном экране;
• посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
салфетница, чайная ложка;
• столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, столовые приборы ;
• кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
• карточки на каждого ребенка с изображением посуды для подрисовки недостающих деталей;
• простые карандаши на каждого ребенка;
• две картины для игры «Что разбилось?»;
• игровой кухонный шкаф, стол, плита;
• скатерти из ткани для сервировки стола;
• корзина с угощением;
• мяч, игрушечный кот (кукла «би-ба-бо», настольная ширма.
Методы и приемы:
практические: дидактические игры «Угадай, какая посуда спряталась?», «Чего не стало?», «Из чего какой?», «Накрой на стол», артикуляционная гимнастика (упр. «заборчик», «хоботок», «лопаточка», «качелька», пальчиковая игра «Маша каши наварила», рисование, физкультминутка.
наглядные: предметные картинки с изображением посуды, предметы кухонной, чайной и столовой посуды;
словесные: загадывание загадок, беседа.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Введение в тему занятия. На слайде: изображение предметов посуды - Ребята, посмотрите на картинку и скажите, о чем мы будем говорить сегодня? (о посуде)- Да, мы будем говорить о посуде, играть в разные игры, учиться изменять слова.
Слышится мяуканье котёнка.
Появляется на ширме кот Федот (театральная кукла «би-ба-бо»).
Воспитатель. Здравствуй, котик! Ты в гости к нам пришёл? А почему такой грустный?
Кот Федот : Здравствуйте, ребята! Меня зовут кот Федот. Я пришел к вам из сказки «Федорино горе» за помощью. У моей хозяйки, бабушки Федоры, большое горе. Вся посуда ушла и оставила вот такую записку. В ней говорится «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте» Федора плачет и горюет, а я очень хочу ей помочь, но не знаю, что делать. Вы поможете мне выплолнить задания и отыскать посуду? Хотя, может вы и не знаете, что такое посуда?
Воспитатель. Котик, не надо плакать. Мы с ребятами обязательно тебе поможем. Но чтобы наши ответы для тебя прозвучали четко и внятно мы с ребятами сделаем несколько упражнений.
Дети вместе с воспитателем делают 4 упр. артикуляционной гимнастики («заборчик», «хоботок», «лопаточка», «качелька»).
В: -Ребята,скажите, что такое посуда?
- Для чего она нужна?
- Назовите, какую посуду вы знаете? (Ответы детей).
В:Скажи, котик, а какая посуда от Федоры сбежала?
Кот: Отгадайте загадки и все сразу поймете!
В: А это первое задание, с которым вам нужно справиться!
Загадывание загадок о предметах посуды:
1. Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей).
2. По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (Ложка).
3. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень – хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож)
4. Среди ложек я полковник. И зовут меня… (Половник).
5. Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит, а внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахарница)
6. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
В. Это вся посуда, которая сбежала от Федоры?
Кот: Нет, не вся!
В: Ребята, вот и второе задание из конверта: «Угадай, какая посуда спряталась»!Вам нужно найти посуду в этом сложном рисунке! (на интерактивном экране появляется рисунок-головоломка, дети узнают и называют знакомые предметы посуды, обводят его указкой)
Воспитатель побуждает детей давать полный ответ.
Например:
-Какой предмет посуды ты нашел?
- Что пьют из чашки?
- Что жарят на сковороде?
(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение)
В: Молодцы! Какие вы внимательные!
В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь! Игра «Чего не стало?» Посмотрите на картинку (показывает детям, нужно хорошо запомнить все предметы посуды, которые на ней нарисованы. (Дети рассматривают картинку, закрывают глаза, воспитатель выставляет другую картинку с меньшим количеством предметов посуды, дети открывают глаза и называют недостающий предмет).
В: Федора разбила не только чашку! Кот Федот нашел у Федоры целую корзинку с разбитой посудой и теперь просит нас посуду починить.
В:- Но для этого мы должны с вами поработать пальчиками. Приготовьте свои ручки. Пальчиковая гимнастика «Машина каша» :
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке- в чашку,
Жучке- в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И корытце поросятам.
(Указательным пальчиком правой руки мешают в левой ладошке. Загибают по одному пальчику на левой руке).
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала. (Разжимают кулачок, сдувают «крошки» с ладошки.)
В: приступим к третьему заданию: «Чего не хватает?» Чтобы починить Федорину посуду, надо дорисовать и назвать недостающие части. (раздает карточки, на которых чайник без носика, кастрюля без крышки, чашка без ушка, сковорода без ручки, тарелка без донышка, сахарница без крышечки) Дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали.
В: Что ты починил? Что ты дорисовал? и т. д.
В: Молодцы! Все справились!
В:Ребята, давайте вместе покажем разную посуду
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
(Делают большой круг руками перед собой)
Н. Нищева
Игра «Накрой на стол»
В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три группы.
1 группа- накрывает стол к чаю, т. е. выбирает предметы чайной посуды.
2 группа – убирает в шкаф столовую посуду.
3 группа – ставит на печку кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.
Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).
В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.
В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?
Д: Сервиз, чайный сервиз.
В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?
Д: Набор посуды
В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Д: Накрывали.
В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.
Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.
Игра «Что из чего?»
В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч. В: - А вы знаете, из чего делают посуду? ( называют материалы: стекло, дерево, металл, пластмасса и т. п.)
Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные:
хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,
Стакан из стекла - … (стеклянный)
Ваза из хрусталя - … (хрустальная)
Ложка из дерева - … (деревянная)
Нож из стали - … (стальной)
Вилка из метала - … (металлическая)
Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)
Кувшин из глины - … (глиняный)
Чашка из фарфора – … (фарфоровая)
Итог занятия.
В: Ну, что, кот Федот! Давай следующее задание.
Кот: (Заглядывает в конверт).
-Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили меня!
В: Дети, вам понравилось помогать коту Федоту? А для чего вы выполняли так много заданий?
Кот Федот, благодарит детей за помощь и угощает бубликами к чаю.
Дети и кот Федот прощаются.