Вера Вячеславовна Петрушина
НОД для старшей группы «Весна — утро года»
МБДОУ «Детский сад № 44 «Белоснежка» г. Тамбов
Интегрированное НОД в старшей группе для детей 5-6 лет
«Весна – утро природы»
подготовил:
воспитатель 1 квалификационной категории
Петрушина Вера Вячеславовна
Интегрирование образовательных областей:
- познавательная (окружающий мир)
- речевая (развитие речи)
- эстетическая (изобразительная деятельность, аппликация)
Задачи:
Образовательные:
Публикация «НОД для старшей группы „Весна — утро года“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
закреплять и пополнять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;
формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, устанавливать их последовательность;
учить высказывать свою точку зрения на определенную тему, свободно общаться;
активизировать и пополнять словарь детей.
Развивающие:
развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы;
развивать мелкую моторику, артикуляционные аппарат;
развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
воспитывать у детей экологическую культуру;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Художественное творчество:
развивать фантазию; мелкую моторику.
Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Материалы:
Фото и видеоматериалы по теме, аудио записи: Вивальди «Времена года. Весна», звуки весеннего леса; ноутбук, пазл, рисунок весеннего утра в лесу (с сюрпризным моментом, заготовки для аппликации: коричневая бумага, белые салфетки, ножницы, клей карандаш на каждого ребёнка.
Ход мероприятия.
- Доброе утро, ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе в одно из самых удивительных времен года, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. А что это за удивительное время года, вы сейчас узнаете.
Негромко звучит музыка Вивальди «Весна»
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- О каком времени года поведем мы речь на сегодняшнем занятии? (о весне)
- Сколько месяцев весной? Назовите их. ( 3: март,апрель, май)
Давайте присядем, посмотрим и определим какие признаки весны вы знаете.
(Дети садятся на мягкие модули вокруг ноутбука, смотрим видео и отдельные фото по месяцам весны.)
1 фото. Месяц март.
- Как вы думаете, какой это месяц? (март)
- Как вы определили? (в лесу много снега, но уже появились проталины)
- А что происходит со снегом? Какого цвета снег? (Снег тает, оседает. Снег стал рыхлый, грязный, серый.)
-Как называется весна, которая начинается в марте? (ранняя)
2 фото. Апрель.
- Какой здесь месяц, по вашему мнению? (апрель)
- Какого цвета небо на этом фото? (ярко голубое, лазурное)
- Солнце присутствует? Какая погода? Что вы можете сказать про весеннее солнце? (погода солнечная, солнце пригревает, солнце теплое нежное, небо яркое, снег почти весь растаял).
Следующее фото.
- Какие еще признаки апреля вы здесь видите? (расцвели подснежники)
Давайте посмотрим видео, как тает снег из - под него появляются первые цветы.
3 фото. Май.
- Что вы видите на этом фото? (цветущий сад)
- В каком месяце это бывает? (май)
- Что еще вы знаете про май? (Снег полностью растаял. На деревьях появились листья, вырастает много цветов и травы. В лесах поют птицы)
- Молодцы, вы правильно определили все весенние месяцы. Давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Весна» :
К нам весна лишь заглянула,
В снег ладошки окунула,
И расцвел там нежный,
Маленький подснежник.
Садимся обратно на модули.
- Сегодня я вас хочу познакомить с названиями весенних месяцев по народному календарю.
В старые времена у людей не было ни телевизоров, ни интернета, они вели наблюдения за природой, погодой, животными и по этим наблюдениям вели календарь и давали названия месяцам.
Март назвался зимомор, протальник, утро весны.
- Как вы думаете, почему так назвали март (Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. И месяц получил имя – Протальник.)
- Про март говорят: «То снегом веет, то солнцем греет». «Марток оденешь двое порток». Почему, как считаете? (погода переменчивая, еще кружатся последние зимние метели, по ночам холодно, после метели деревья стоят белые, как зимой, а днём пригревает солнце и начинается оттепель)
Апрель – средний месяц, его называли снегогон, первоцвет.
- Откуда такие названия? (Апрель – снегогон. Потоком со всех склонов хлынет вода. Гонет снег апрель прочь, зиму вместе с ним прогоняет, от того и «Снегогон» прозвали. Оголяется тёмная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц, расцветают первоцветы, просыпаются животные.)
Пословицы: «Апрель с водою – май с травою». «Апрель тёплый – май холодный – год хлебородный.»
- Как вы понимаете эти пословицы? (если было много снега, то земля получила много влаги и будет хороший урожай).
- А еще в апреле цветут не только первые цветы, но и кустарник Верба.
Давайте посмотрим видео, как выглядит этот кустарник и как он цветет.
Май. Май – травень.
- Почему май получил такое название? (Весна одевает природу в новые чистые одёжки, радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листочки, каких – то несколько дней и лес не узнать – шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и звали – Травень.)На небе появляются красивые белые облака, часто бывают короткие сильные ливни с грозой, после которых бывает в небе радуга.
Пословицы: «Май холодный – год голодный». «Пришёл май – только успевай поспевай.»
- Почему, как вы думаете, весну называют утро года? (просыпается всё кругом)
- Молодцы, вы правильно всё назвали и ответили на мои вопросы. Весной, как вы уже сказали, просыпается природа: и растения, и птицы прилетают и животные. Сегодня мы с вами попытаемся разбудить одного лесного жителя и показать ему Красавицу-весну. А какого, вы узнаете, если правильно соберете картинку. Части картинки спрятаны, а у вас есть подсказки, где их искать ( раздать детям картинки-подсказки: кубик, стул, стол, окно, зеркало, музыкальный инструмент.)
Дети находят части и собирают картинку на полу на ковре.
- Молодцы, вы правильно собрали картинку, это ёжик.
Переходим за столы.
- Посмотрите на пейзаж, здесь нарисовано утро в лесу. Я предлагаю его украсить, добавить суда ветки вербы. Сделаем это с помощью аппликации. Работать будем все вместе.
У вас на столах приготовлена коричневая бумага, белые салфетки, клей и ножницы. Необходимо нарезать бумагу на полоски – веточки, а из салфетки скрутить белые комочки – почки вербы. Потом приклеить на общий пейзаж свои веточки вербы.
Дети работают вместе с воспитателем. После окончания аппликации, воспитатель включает звуки весеннего леса.
-Вот и запели весенние птицы, и наш лесной житель просыпается и выходит посмотреть на весеннюю красоту (воспитатель отрывает «крыжку на пеньке», и появляется дупло, в котором видно мордочку ёжика.)
- Молодцы, вы сумели разбудить ёжика.
Итог занятия: - Я хотела бы узнать хорошо ли вы запомнили признаки весенних месяцев:
Загадки.
Продолжает год свой бег.
Вот и начал таять снег,
Птичий гомон, кутерьма,
Значит, кончилась зима,
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит.
Ответ детей: Март.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел…
Ответ детей: Апрель
Лопнули тугие почки,
И проклюнулись листочки,
Расцвела в саду сирень,
Ото дня длиннее день.
Куртку теплую снимай!
К нам пришел цветущий…
Ответ детей: Май.
о чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам запомнилось? Что понравилось? Как назывались раньше весенние месяцы?
- Я вижу вы усвоили названия месяцев и их признаки, красиво сделали аппликацию, молодцы. Спасибо за внимание.