Айса Зумаева
НОД «Детям о космосе» с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Оргмомент.
-Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся. (Здравствуйте)
- Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое)
- Встанем в круг, возьмемся за руки, слегка сожмем их. Улыбнемся и подарим друг другу радость нашей с вами встречи.
2. Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
-Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Это огромное государство!
Публикация «НОД „Детям о космосе“ с презентацией» размещена в разделах
-Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете его название:
-Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар. (Земля)
-А сейчас, ребята, сядем на стулья, выпрямим наши спинки, внимательно слушаем меня.
-Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля? Давайте посмотрим на нее из космоса? (слайд земля)
- Наша планета самая красивая из всех планет. Астрономы называют ее «Голубой жемчужиной Вселенной». (Только на Земле есть жизнь, и все то многообразие, которое мы видим: небо, облака, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, птицы, звери и, конечно, люди, то есть мы с вами!)
Сейчас наша планета в опасности. (Слайд)Люди построили много заводов и фабрик. От них загрязняется воздух. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа!
Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
1. Не бросать мусор
2. Беречь и экономить воду
3. Охранять животных и не разорять гнезда птиц.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету
-Наша планета, ребята, вращается вокруг Солнца. А Солнце- это большая Звезда, которая освещает и обогревает нашу Землю.
- Посмотрите внимательно на экран (слайд Солнце, ребята. Солнце- это огромный раскаленный шар. Температура поверхности Солнца очень высокая. При такой температуре любой металл или камень превращается в газ.
- Как вы думаете, ребята, возможна ли жизнь на Солнце?
- Вокруг Солнца помимо Земли вращаются еще 7 планет, которые и составляют Солнечную систему. (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Все они движутся вокруг солнца по своим путям-орбитам.
- Целый день Солнце выполняет свою работу, а к вечеру описав дугу спускается все ниже и ниже и, наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, наступает ночь и появляются звезды. Звезды- это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Ярче всех звезд сияет красавица Луна. (слайд Луна)
- Перед вами главный спутник планеты Земля. Ребята, что вы знаете о луне?
- Земля притягивает к себе луну, не дает ей удаляться и она движется вокруг Земли по своей орбите. За это луну и прозвали спутником Земли. На Луне нет ни воздуха, ни воды. Луна не защищена от метеоритов- большх космических камней из космоса, и они падая на нее, образуют большие глубокие ямы (кратеры).
- Ребята, как вы думаете, а на Луне есть жизнь?
- Итак, ребята, наша виртуальная экскурсия по Солнечной системе завершена. Я приглашаю вас в научную лабораторию, чтобы опытным путем проверить то, что мы узнали сейчас.
-
Опыт № 1
Почему бывает день и ночь?
- Ребята, задумывались ли вы над тем, почему день сменяется ночью, а потом снова приходит день? Куда исчезает Солнце ночью?
-Земной шар как волчок, все время крутится вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одним боком, то другим. Мы вертимся вместе с Землей и наблюдаем как день сменяет ночь, а ночь сменяет день.
- Предлагаю вам, уважаемые ученые, попробовать создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус (уменьшенная модель Земли) и источник света (наше Солнце, например-фонарь.
-Включите фонарь, возьмите его в правую руку и направьте на глобус. На глобусе сидит бабочка. (все видят) Поверните глобус так, чтобы свет падал на бабочку. Итак, ребята, бабочка находится на освещенной стороне и для нее это день.
- теперь мы повернем глобус так, что бабочка окажется в тени. Теперь бабочке не видно Солнца и у нее ночь.
ВЫВОД: Следовательно, вращаясь вокруг оси, Земля освещается Солнцем то с одной стороны, то с другой. В результате этого на планете наступает то день, то ночь.
- Молодцы, ребята! Вы замечательно провели опыт, приятно с вами работать.
Опыт № 2
- А теперь я приглашаю вас перейти к следующему столу. Занимайте места.
-Обратите внимание на фото перед собой. Что это? Правильно, ребята, перед вами спутник нашей планеты Луна. Давайте внимательно рассмотрим ее поверхность. Луна покрыта мельчайшим песком и лунной пылью. И на этом песке, как вы видите, разные следы. Вспомните, из виртуальной экскурсии мы узнали, что это следы от метеоритов и других космических объектов.
- Как вы думаете, почему ветер не замел эти следы? Потому что на Луне нет воздуха, а мы с вами знаем, что ветер- это движение воздуха. Ребята, а на нашей планете где лучше всего мы можем наблюдать, как ветер заносит следы? (В пустыне, где кругом песок и камни).
- итак, дети, перед вами стол, разделим песок на две половины. 1 половина - это поверхность Луны, а вторая- поверхность Земли. Представим с вами, что мы космонавты и оставим свои следы пальчиками. Теперь попробуем создать ветер. Как можно это сделать? Верно подуем. Возьмите пожалуйста трубочки и осторожно подуем на поверхность Земли. Ну что, исчезли следы?
- а на Луне нет воздуха, значит нет и ветра. Что будет со следами? Они навсегда останутся на поверхности Луны.
- Молодцы, ребята, у вас отличные знания! Поэтому я приглашаю вас в небольшое космическое путешествие. В космос мы отправимся на ракете!
- давайте встанем в круг! Повторяем за мной.
-физминутка
Мы в ракеты дружно сели,
Там красот вокруг немало!
Земля вдали, как точка, стала.
Вышли в космос – невесомы,
Всё совсем не так, как дома!
Возвращаемся скорей,
Чтоб не скучать нам без друзей!
- Итак, космонавты к полету готовы! Занимайте свои места! Одеваем космические очки. Удобно располагаемся на корабле.
- Внимание до старта осталось 5 сек. Начинаем отсчет времени (на калм яз.) 1-2-3-4-5
- старт!
- Молодцы, ребята!Посмотрите какое невероятное космическое пространство нас окружает. Люди издавна любовались красотой звездного неба и мысленно соединяли звезды, создавая образы. Многим из них придумывали названия.
1. На нашем небе есть самое известное созвездие- Большая медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Давайте посчитаем из скольки звезд состоит Большая Медведица. Итак, слева направо, по часовой стрелке на калмыцком языке, со мной вместе: 1,2,3,4,5,6,7. – 7 звезд, (долан одн).
Ребята, старинная калмыцкая легенда гласит о том, что давным – давно 7 воров за свои деяния превратились в 7 звезд и вознеслись на небо. Так появилась Большая медведица. И вот однажды над миром нависла угроза: Созвездие Обезьяны сходилось с месяцем и наступил бы сильный холод, от которого погибло бы все живое… Тогда, 7 воров украли у созвездия Обезьяны 1 звезду, тем самым уменьшив стужу, источаемую созвездием. Так, согласно легенде, 7 воров спасли мир от гибели!
2. Ой посмотрите, ребята! Это падающая звезда! А вы знаете примету: если увидеть падающую звезду, можно загадать желание и оно обязательно исполнится. Сегодня у нас с вами появилась такая возможность. Давайте, загадаем желание и оно исполнится….
- Ну вот подошло к концу наше маленькое космическое путешествие! Пора возвращаться на Землю! Обратный отчет 5-4-3-2-1 старт!
- ну как, ребята, понравилось путешествие? А теперь предлагаю вам немного поиграть.
-Давайте попробуем изобразить, как Луна вращается вокруг Земли. Для этого
поиграем в игру «Я-Луна, ты–Земля». Сначала я вам покажу, а потом и вы
попробуете.
Воспитатель вместе с одним ребнком показывает вращение Луны вокруг
Земли. Воспитатель –Луна, ребнок–Земля. Земля вращается вокруг себя.
Луна -вокруг Земли. Воспитатель обращает ещ раз внимание детей на то,
что Луна всегда поврнута к Земле одной стороной. «Разбейтесь на пары.
Один из вас будет Луной, другой Землй.
Дети делятся на пары. Один ребнок выступает в качестве модели Луны,
другой –Земли. Они демонстрируют движение Луны вокруг Земли. При этом
ребнок, изображающий Землю, тоже движется вокруг себя. Затем дети
меняются местами. Под музыку.
- молодцы, ребята, отлично поиграли.
- а теперь подойдите ко мне:
- вам понравилось занятие?
-что больше всего запомнилось?
- мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы узнали много нового и интересного. Пройдет время, вы станете взрослыми. Кто-то из вас станет астрономом и откроет новую звезду, кто-то станет космонавтом и полетит к далеким планетам. Но такой красивой планеты, как наша, нет во всей Вселенной. Мы с вами должны любить и оберегать наш общий дом- планету Земля!
- спасибо за внимание!
https://www.youtube.com/watch?v=JW-0i1Z15qc&list=PLhlrYqkZdAZ24PDzJ0Lq096pITEBdDaM9&index=4- мастер класс
https://rpn.gov.ru/node/663- федеральная экологическая информация
https://www.myshared.ru/slide/1287881/ - капелька презентация