Людмила Волобуева
Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?
▼ Скачать + Заказать документы
Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?
выявить нарушения в развитии ребёнка раннего возраста прежде всего помогут наблюдения родителей за его речевой и двигательной сферой и познавательной деятельностью.
Выявление «группы риска» по формированию отклонений
в развитии у детей первого года жизни
Публикация «Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?» размещена в разделах
В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, моторики, тонкой моторики, контроль за речевым развитием является необходимым при оценке нервно-психического развития всех детей раннего возраста (особенно на первом году жизни).
Первоначально «группу риска» по отставанию в развитии ребёнка определяет врач-невропатолог, учитывая особенности рождения ребёнка : показатели шкалы Апгар, срок рождения, степень доношенности ребёнка, появление и угасание безусловных рефлексов. Поэтому важно проходить медицинское обследование 4 раза на первом году жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев, чтобы отследить изменения в неврологическом статусе ребёнка и предпринять все меры в случае неблагоприятного развития центральной нервной системы, определить выраженность задержки развития (темповая или патологическая, требующая срочной медикаментозной и психолого-педагогической помощи).
На первом году жизни может задерживаться не только психомоторное, но и речевое развитие. Этапы речевого развития тесно взаимосвязаны между собой и закономерно сменяют друг друга. Только последовательное динамическое развитие речевой функции обеспечивает её полноценную деятельность. Знание основных закономерностей периодизации речевого развития является основой для диагностики нарушения темпов его формирования на 1 году жизни.
Первый год жизни ребёнка в отношении развитии речи является подготовительным (предречевым периодом, который в значительной степени реализуется за счёт безусловно-рефлекторной нервной регуляции речевого аппарата и речевых (предречевых) функций. Дети последовательно проходят ряд стадий предречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции (вокализации) определённого типа. Выделяют следующие типы вокализаций: крик, плач, кряхтение (появляются после рождения, гуление (появляется в конце 1 месяца и длится до 5 - 6 месяцев, лепет (от 5-6 до 9-12 месяцев). Стадии предречевого развития, как уже указывалось, тесно взаимосвязаны со стадиями психомоторного развития и являются неотъемлемой его составляющей. Оценка предречевого развития проводится при комплексном исследовании неврологического статуса и уровня психомоторного развития ребёнка с учётом не только календарного, но и скорригированного возраста (разницы между фактическим возрастом и недостающими до доношенного срока неделями беременности).
У доношенных новорождённых, особенно с малым сроком гестации (беременности, существенный период развития центральной нервной системы проходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной (послеродовой) адаптации. Продолжительность этого периода может варьироваться от 2-3 недель до 2-3 месяцев, причём он часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических (телесного происхождения) осложнений. Это может служить дополнительным фактором, обуславливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей.
В связи с этим в «группу высокого риска» нарушения психоречевого развития будут включены дети, у которых в первые 3 месяца жизни в результате углубленного клинико-инструментального обследования были выявлены структурные нарушения со стороны головного мозга (кисты, расширение межполушарной щели, смещение срединных структур).
В «группу риска» должны быть включены недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела) дети с нарушениями со стороны зрительного и слухового анализаторов, недостаточностью функций черепных нервов (особенно 5,7,9,10,12, задержкой редукции безусловных рефлексов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.
У детей первого месяца жизни среди общемозговых симптомов особого внимания заслуживает длительность и выраженность синдрома угнетения центральной нервной системы. При этом в различной степени нарушаются функции черепных нервов, что клинически проявляется в первую очередь отсутствием безусловных оральных рефлексов (поискового, хоботкового, сосательного, глотательного) и значительными трудностями при проведении кормления. Кроме того, к ранним признакам, отражающим функцию бульбарной группы черепных нервов (языкоглоточных, блуждающих и подъязычных, можно отнести отсутствие крика (афония, слабый крик с носовым оттенком, монотонный немодулированный крик. Наличие судорог является клинически значимым признаком раннего органического поражения центральной нервной системы и определяет необходимость проведения углубленного инструментального обследования головного мозга.
Возраст 2-3 месяцев характеризуется формированием активного гуления, примитивных эмоциональных реакций, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения. В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств являются: отсутствие гуления; сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств (оживление рефлексов орального автоматизма, появление спастичности в мышцах (скованность и спазм мышц) языка, затруднения при кормлении); отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом; отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращённую речь и её эмоциональную окраску.
Возраст 4-6 месяцев характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. При перинатальных поражениях центральной нервной системы возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции (зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие). Гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. Такие дети должны быть отнесены в «группу риска по речевой задержке».
Кроме выраженной задержки псимоторного развития, выявляются нарушения иннервации (связи с центральной нервной системой) мимических и речевых мышц. Прогрессируют трофические (сосудистые) расстройства в мышцах языка и глотки при бульбарных нарушениях, проявляющиеся как афонией, так ринофонией (носовым оттенком вокализации). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдаются при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом (спастичность мышц рта и языка; неправильное положение языка в полости рта и его гиперкинезы (патологически внезапно возникающие непроизвольные насильственные движения); распространённые оральные синкинезии – добавочные лишние артикуляционные движения, препятствуют появлению гуления. Детей данной возрастной группы с такими нарушениями относят в «группу высокого риска по формированию грубых речевых расстройств».
Периоды речевого развития 6-9 и 9-12 месяцев характеризуются формированием лепета и концу 11-12 месяцев – слогов и односложных слов, усовершенствованием движений губ, языка, мягкого нёба, а также совершенствуется функция дыхания, удлиняется непроизвольный выдох, ребёнок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. При общей задержке моторного развития без грубых симптомов поражение нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеют место недостаточность слухового внимания, затруднение в определении источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки восприятия голоса и его тембра. Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращённой речи. Такие дети формируют «группу риска по задержке речевых функций».
У детей, перенёсших тяжёлое перинатальное поражение центральной нервной системы, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых отчётливо проявляются нарушение тонуса в мышцах языка и губ, оральные гиперкинезы, оральные синкенезии. Дети испытывают проблемы с жеванием, глотанием, поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций (если они есть, дыхания и еды. Эти дети составляют «группу высокого риска по формированию тяжёлых речевых расстройств».
Для выделения «группы риска» по формированию отклонений в развитии детей первого года жизни оценка неврологического статуса и психомоторного развития должна проводиться по следующим критериям:
общемозговые симптомы (характер активного бодрствования, наличие и характер судорог);
состояние черепных нервов;
общая двигательная активность (поза, объём активных и пассивных движений, мышечный тонус);
сухожильные и безусловные рефлексы, их степень выраженности и редукция;
психоэмоциональные и предречевые реакции.
Консультацию подготовила учитель-логопед
Людмила Викторовна Волобуева