МААМ-картинки

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и особенности их использования в раннем возрасте

Людмила Баранова
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и особенности их использования в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Рисование является одним из интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребёнку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Публикация «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и особенности их использования в раннем возрасте» размещена в разделах

Сложной для дошкольника является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это ведёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жёсткую кисточку. Предварительно на листе бумаге простым карандашом воспитатель наносит контур. Предложить детям внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая: «Вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д.» Затем сделать тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объёмными и живыми, понятными каждому ребёнку.

На последующих занятиях подводим детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы должно стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Работая в детском саду с детьми, у которых имеется нарушение речи, я заметила, что любое нарушение развития речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, надоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый, вместо фиолетового – голубой, синий т. п., причём перенос этот является стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми» : недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на их название.

Всё это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методов. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию, воображение, восприятие цвета, вызывает желание придумывать новые композиции.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

В настоящее время в детском саду у детей раннего возраста практикуется способ рисования пальчиками. Используются такие темы, как: «Падающие листья с деревьев», «Украсим кукле платье», «Нарядим ёлочку» и т. д. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Детей очень радует такой способ рисования и даёт возможность почувствовать «теплоту и яркость разных цветов красок.

Ладошковая техника или «отпечаток от руки». Обмакнём всю ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получиться? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Предлагаем детям поиграть: «Представьте себе, что котятки потеряли на дороге перчатки…» Приложим руку к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим её рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.

А отпечаток от одной ладони (без пальчиков) похож на чьё-то лицо. Может быть, к нам в гости пришёл домовёнок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. И ещё. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь – туловище отставленный в сторону большой палец – шея, важного индюка, задиристого петуха, Гадкого утёнка, на глазах превратим в прекрасного лебедя.

Возможность фантазировать, угадывать, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке? Злой волк? Индюк с раскрашенным лицом – вызывает у детей большой восторг и интерес к творчеству. Сейчас выпускается специальная краска для рисования пальчиками и ладошками. Её достоинство в том, что она абсолютно безвредна для детей и легко смывается с рук.

Печатка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, салфетки, платки и т. д. Печатки несложно изготовить самим: взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать всё ненужное. Печатка готова. (Если нет ластика, можно использовать сырой картофель). Теперь прижмём её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и чёткий отпечаток, можно составить любую композицию. Детям раннего возраста можно предложить нарисовать цветы для пчёлки Майи, бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку или цветочную клумбу.

Тампонирование. Делаем тампоны из марли или кусочка паралона. Штемпельная подушка служит палитрой. Наберём краски и лёгкими прикосновениями будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное: облака, солнечных зайчиков, сугробы, обуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои но и руки, они легко отмоются.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

В процессе обучения детей нетрадиционным способам рисования активизируется познавательный интерес, формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования, развивается воображение и восприятие.

Обучение детей младшего возраста нетрадиционным способам рисования помогает решить такие задачи как:

1. Учить детей познавать мир и себя в нём через открытие звуков, цвета, формы.

2. Развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.

3. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой т. д.)

4. Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.

5. Учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Исследуя данную проблему с этой точки зрения, наиболее важны формирующиеся в ней представления о предметах и явлениях окружающего мира, отражающиеся во всём многообразии цветов и оттенков.

Именно поэтому необходимо развивать у детей чувство цвета. Но не только на занятиях, а и в повседневной жизни. Мы считаем, что успешное решение образовательных и воспитательных задач в процессе обучения возможно при умелом использовании нетрадиционных техник рисования. Таким образом мы делаем процесс обучения интересным и занимательным.

Особое внимание в наше время проблеме обучения технике рисования уделяют такие авторы, как Т. С. Комарова, А. В. Никитина, Н. В. Дубровская, Р. Г. Казакова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова (п. 9,10, которые не только подчёркивают необходимость формирования у детей развития чувства цвета и навыков рисования, но и говорят о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Публикации по теме:

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых.

Новые подходы к организации ИЗО деятельности в раннем возрасте (из опыта работы) Информация из опыта работы на тему: «Новые подходы к организации ИЗО деятельности в раннем возрасте» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ.

Инновационный педагогический опыт «Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности» "Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности" Актуальность опыта. Актуальность опыта заключается в том, что современное.

Инновационный педагогический опыт «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» "Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности" Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных.

Консультация «Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности» Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение.

Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» Составила: воспитатель Иванова Светлана.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству .

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельностиПроект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Актуальность темы Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству,.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники в ИЗО-деятельности» Здравствуйте уважаемые родители! сегодня мы с вами собрались что бы поговорить о творческом развитии наших детей. на кануне я вам раздавала.

Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольников с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и особенности их использования в раннем возрасте
Опубликовано: 17 мая 2016 в 16:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и особенности их использования в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД