Наталия Антипова
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема.
Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусств и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Современные педагогические исследования нацелены на изучение воображения у дошкольников и школьников, выработку основных принципов, условий и средств развития воображения, на исследование роли воображения в психическом развитии ребенка в игровой деятельности, на создание инструментов педагогической диагностики воображения детей.
Кроме игровой деятельности развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит в процессе продуктивной деятельности. Среди видов продуктивной деятельности особую роль в развитии творческого воображения играет изобразительная деятельность детей.
В педагогической литературе изобразительная деятельность трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет им передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).
В настоящее время в образовательной практике ДОО изобразительная деятельность представлена такими видами как рисование, аппликация, лепка. Среди данных видов особое внимание уделяется рисованию. Обучение рисованию детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник определяется возможностью использования доступных материалов и способов изображения.
Рисование обладает огромным потенциалом для развития воображения детей, так как дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Однако, несмотря на огромный потенциал рисования для развития творческого воображения в настоящее время в практике дошкольного образования развития он реализуется не в полной мере. Как правило в образовательной практике ДОО используют традиционные техники рисования, при этом мало учитывается потенциал нетрадиционных техник рисования по развитию творческого воображения. Особенно в работе со старшими дошкольниками.
Это обусловлено рядом противоречий, существующих в практике изобразительного развития детей в контексте ФГОС ДО:
провозглашение развития творческой личности одним из приоритетных направлений дошкольного образования детей и недостаточное использование в образовательной работе разных техник рисования.
признание актуальности изодеятельности детей и недостаток теоретических и практических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования.
Комплекс данных противоречий обусловил проблему исследования: определить возможность развития творческого воображения старших дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Предпологается, что использование нетрадиционных техник рисования благотворно влияет на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их максимальному творческому развитию.
В отечественной психологии исследованиями развития творческого воображения занимались Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, Е. Пороцкая, и другие.
Вопросами влияния детского изобразительного творчества на развитие детей занимались, Т. Г. Казакова, И. С. Комарова, И. П. Сакулина, и другие.
Однако основное внимание в данных исследованиях уделено обучению детей традиционным техникам рисования. Интерес к нетрадиционным техникам рисования стал формироваться сравнительно недавно. Начиная с конца XX века, стала издаваться литература по данной теме. Среди работ особо следует отметить работы Г. Н. Давыдовой, Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, А. В. Никитиной. Интерес к теме обучения нетрадиционным техникам рисования нашел свое отражение и в публикациях в журналах по дошкольному воспитанию. Однако, как правило, данные статьи основываются на книгах вышеприведенных авторов. Исключение составляют публикации С. Погодиной в журнале «Дошкольное воспитание». Следует отметить, что для современного этапа развития дошкольного воспитания, особенно в свете принятия ФГОС ДО, в этих работах не в полной мере разработаны вопросы обучения дошкольников нетрадиционным техникам рисования.