Приложение МААМ

Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста

Лариса Барсукова
Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»

В первые годы своей жизни ребенок овладевает уникальным сокровищем - речью, что дает ему возможность называться человеком, обеспечивает общение, понимание, взаимодействие с другими людьми и с ближайшим окружением.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования согласно ФГОС ДО, является речевое развитие детей.

Публикация «Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.

Я бы хотела подробнее рассказать о некоторых из них (мнемотехника, сопряженная гимнастика, ТРИЗ, синквейн).

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.

Всем нам с детства известна мнемоническия фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая задает порядок цветов спектра.

В речевом развитии детей мнемотехника помогает решить следующие задачи:

развитие связной и диалогической речи у детей;

развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

обучение детей правильному звукопроизношению;

Рассмотрим, как использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве.

Каждое слово или маленькое словосочетание представляем в виде картинки. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Наглядный материал усваивается лучше вербального: ведущим мышлением ребенка дошкольного возраста является наглядно-образное.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок рассказывает стихотворение без помощи картинок.

Для воспитанников средних групп в качестве мнемотаблицы могут выступать готовые картинки по содержанию стихотворения:

Воспитанникам старших и подготовительных групп можно предложить «нарисовать» стихотворение – самостоятельно или с помощью педагога выбрать символ для изображения того или иного образа и действия. Затем последовательно изложить данные символы.

Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

Мнемотехника строится от простого к сложному.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует сопряженная гимнастика. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Сопряженная гимнастика это:

одновременная работа над всеми нарушенными звуками;

имитация руками артикуляционных упражнений;

обыгрывание артикуляционных упражнений;

опора на кинестетические ощущения ребёнка;

использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;

использование метода искусственной локальной гипотеррапии;

воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку.

Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Текст произносит взрослый.

Для детей младшего дошкольного возраста гимнастика состоит из одного предложения.

Публикации по теме:

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт)Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Нетрадиционные способы рисования тычкомНетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.

Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством.

Рисование в технике монотипии с детьми старшего дошкольного возраста «Кит-великан»Рисование в технике монотипии с детьми старшего дошкольного возраста «Кит-великан» Вновь спешу поделиться с вами, мои друзья и коллеги, нетрадиционными техниками, которые можно использовать с детьми старшего возраста на.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2022 в 13:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Барсукова (УИ 2583126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД