Лариса Барсукова
Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»
В первые годы своей жизни ребенок овладевает уникальным сокровищем - речью, что дает ему возможность называться человеком, обеспечивает общение, понимание, взаимодействие с другими людьми и с ближайшим окружением.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования согласно ФГОС ДО, является речевое развитие детей.
Публикация «Нетрадиционные способы развития речи с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.
Я бы хотела подробнее рассказать о некоторых из них (мнемотехника, сопряженная гимнастика, ТРИЗ, синквейн).
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Всем нам с детства известна мнемоническия фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая задает порядок цветов спектра.
В речевом развитии детей мнемотехника помогает решить следующие задачи:
развитие связной и диалогической речи у детей;
развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
обучение детей правильному звукопроизношению;
Рассмотрим, как использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве.
Каждое слово или маленькое словосочетание представляем в виде картинки. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Наглядный материал усваивается лучше вербального: ведущим мышлением ребенка дошкольного возраста является наглядно-образное.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их
значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок
повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребенок рассказывает стихотворение без помощи картинок.
Для воспитанников средних групп в качестве мнемотаблицы могут выступать готовые картинки по содержанию стихотворения:
Воспитанникам старших и подготовительных групп можно предложить «нарисовать» стихотворение – самостоятельно или с помощью педагога выбрать символ для изображения того или иного образа и действия. Затем последовательно изложить данные символы.
Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
Мнемотехника строится от простого к сложному.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует сопряженная гимнастика. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Сопряженная гимнастика это:
одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
имитация руками артикуляционных упражнений;
обыгрывание артикуляционных упражнений;
опора на кинестетические ощущения ребёнка;
использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
использование метода искусственной локальной гипотеррапии;
воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку.
Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Текст произносит взрослый.
Для детей младшего дошкольного возраста гимнастика состоит из одного предложения.