Лучший педагог года

Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности

Наталья Макаркина
Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности

Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности

Музыка сопровождает человека всю жизнь, непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Музыкальным воздействием можно исправить даже ранее сформированные негативные черты характера.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Развитие музыкальности детей, способность воспринимать музыку происходит через решение следующих задач:

создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

творческое развитие природной музыкальности ребенка;

высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Возникает вопрос, как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

«Ритмодекламация» – синтез музыки и поэзии. Ее, можно определить как, музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется.

Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты.

Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное, это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением

Важным и необходимым является умение воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм в музыкальной деятельности позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально- творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой

музыкальная игра «Оркестр».

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение марша)

(Кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

Побежали, побежали

И немножко мы устали,

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют ритмическое сопровождение польки)

(Кладём инструменты и ходим на всей ступне)

По дорожке мы пошли,

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу)

По дорожке поскакали, (кладем инструменты и скачем поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли (поднимаем инструменты и играем ритмическое сопровождение плясовой)

Технология «Мнемотехника»

Мнемотехника – это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании песен и музыкально- ритмических движений на музыкальных занятиях.

Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкальной деятельности.

Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец или песня зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит песню или танец целиком.

В мнемосхемах, мнемотаблицах лучше использовать картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение. Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.

Технология «Хор рук».

«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь). Использование данной технологии направлено на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих- «дирижеров». Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение. Далее идет обсуждение услышанного материала, высказываются о его характере, музыкальном образе.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего — «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего- «дирижера».

Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т. е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения.

Затем, место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.

Применяя данную игру, мы используем дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.

В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).

Данная технология применяется для самых разнообразных ситуаций:

- от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.

- простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия

Боди перкусия

Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.

Боди перкуссия- это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение, пение самих детей.

Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента – огромный вклад в развитие музыкальной педагогики.

Упражнения со стаканчиками. Упражнение способствует развитию межполушарных взаимодействий, учит детей согласовывать свои действия в команде и является эффективным средством развития мышления. Развивается чувство ритма, улучшается координация.

В боди перкуссия можно использовать любые подручные средства

Хлопки по частям тела улучшают циркуляцию, способствуют улучшеению тонуса мышц.

Карл Орф говорил: Самым первым инструментом человека было и есть его тело, слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкусии, это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя.

Музыкограмма

1. Развитие ритмического слуха.

Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Ведь ритм – одно из выразительных средств в музыке, передающее её содержание и являющееся основой эмоциональной отзывчивости на музыку.

Традиционные методы: простучать ритм любой мелодии, спеть песню, простучав ритм.

Новые, инновационные методы: рассказать стихотворение, например «Наша Таня громко плачет» и отстучать ритм, или читать стихотворение про себя, а потом отстукивать ритм в ладоши, притопывать ногами, шлепать по коленкам, щелкать пальцами и т. д. Большую помощь в развитии чувства ритма оказывает компьютер. На мультимедиа дети, с интересом смотрят упражнения и видео-игры на развитие чувства ритма, например: «На полянке», «Ромашковые ритмы», «Овощные ритмы» и т. д., и с удовольствием выполняют задания. Это очень увлекательно и красочно.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Фотоотчет «Народная музыка в воспитании патриотических чувств и развитии музыкальных способностей у дошкольников»Фотоотчет «Народная музыка в воспитании патриотических чувств и развитии музыкальных способностей у дошкольников» Фотоотчет методического объединения музыкальных руководителей «Народная музыка способствует воспитанию патриотических чувств и развивает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности
Опубликовано: 15 августа 2024 в 20:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Макаркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД