Ирина Бондарь
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Родители и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада. Однако проблема взаимодействия ДОУ с семьей в настоящее время решена не полностью. Семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь с семьей не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями». Я считаю, что взаимодействие дошкольного учреждения с родителями будет эффективнее :
Темочки:
– если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей будут использоваться в комплексе с традиционными;
Цель: внедрить в образовательный процесс нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
2. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
3. Внедрить в работу ДОУ нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
Первой задачей передо мной стоял анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
В отечественной педагогике советского периода семья, как правило, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. К концу 80-х годов в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей - «школы матерей», «университеты педагогических знаний», «родительский всеобуч» и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли. А итог был один - детский сад и родители занимались воспитанием ребенка не взаимодействуя друг с другом. Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
Глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей». Начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требовало новых отношений семьи и дошкольного учреждения. «Новизна этих отношений, – отмечает Т. А. Куликова, – определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». И в последнее время наметилась тенденция использования в этом взаимодействии нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Следующий шаг заключается в разработке перспективного плана по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Мною была проанализирована психолого – педагогическая литература по проблеме использования нетрадиционных форм взаимодействии семьи и ДОУ. Они делятся на:
Познавательные
Информационно - аналитические
Досуговые
Наглядно - информационные
Мною были систематизированы разработки форм работы ДОУ с родителями, что легло в основу «Перспективного план по использованию нетрадиционных форм работы с родителями в подготовительной к школе группе на 2011-2012 учебный год».
План разрабатывался нами в соответствии с предположениями о том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее:
– если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными.
В план, наряду с традиционными формами работы с родителями (родительское собрание, семинар-практикум, мы включили такие нетрадиционные формы работы, как анкетирование родителей, заседание «Семейного клуба», беседа за круглым столом, Выставка семейных альбомов.
Удовлетворенность родителей работой на середину года имеет положительную динамику
Вывод:
Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей, и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования нетрадиционных форм в работе с родителями.
Таким образом, задачи, стоящие перед нами, были выполнены, цель – достигнута.
В дальнейшем мы планируем продолжать намеченный план работы с родителями в подготовительной группе, для лучшего взаимодействия ДОУ с родителями.
План работы с родителями в подготовительной группе
Мероприятие Срок Отчет выполнения Ответственный
I День открытых дверей:
-посещение семей;
-экскурсия по д\с
-посещение семей составление соц. паспорта сентябрь
октябрь воспитатель
заведующая
Залевская С. Г
Анкетирование для родителей «Готовы ли мы отправить своего ребенка в школу» октябрь психолог
II Родительское собрание «Психологические особенности детей поступающих в школу» октябрь воспитатель
психолог
Родительская академия «Формирование творческого мышления» воспитатель
Консультация для родителей «Поиграем в школу» воспитатель
III Консультация для родителей «Учите детей правильным поступкам» ноябрь воспитатель
Фотовыставка «Счастливая семья» совместно с родителями
День матери - концерт совместно с детьми и муз. руководителем
Родительская академия «Учите детей правильным поступкам»
VI Консультация «Роль игры при подготовке к школе» декабрь воспитатель
Родительская академия «Как правильно держать ручку» воспитатель
Выставка – конкурс «Пожелания от всей души» родители с детьми
V Родительское собрание «Безопасная дорога до школы»
январь
воспитатель
сотрудник ГБДД
Консультация «Как остановить жестокость?» психолог
VI Досуг с родителями «Княжнины именины» февраль воспитатель
Вечер «Вопросов - ответов» по подготовке детей к школе воспитатель психолог
физ. инструктор
Спортивный праздник 23 февраля физ. инструктор
VII Концерт «Мама солнышко моё» март муз. руководитель
Родительская академия «Лук - от семи недуг»
VIII Праздник с родителями «Семья для домовенка Кузи»
Конкурс «Семейное древо»
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание»
XI Родительское собрание «Соц – личностная готовность детей к школе»
Консультация «Полезная и вредная еда»
Выпускной бал
апрель
май
май воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
муз. руководитель
Показатели удовлетворенности родителей работой воспитателя
(в анкетировании принимали участие 24 родителей)
№ п\п
Вопрос Ответ родителей
«Да» «Нет»
1. Удовлетворены ли Вы отношением воспитателя к своему ребенку?
74%
26%
2. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями воспитателя с родителями?
71%
29%
3. Удовлетворены ли Вы учебными успехами детей?
88%
12%
4. Удовлетворены ли Вы воспитанием детей? 100% 0%
5. Удовлетворены ли Вы качеством работы с родителями педагогами вашей группы?
74%
26%
6. Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:
• родительское собрание 30%
• Дни открытых дверей 54%
• семейные конкурсы, праздники 16%