ТВ
Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Ни секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Публикация «Из опыта работы „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные, которые помогают создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установить доверительные и партнерские отношения, вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
В своей работе использую информационно – аналитические, познавательные, досуговые, общественно – полезные формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта» группы - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительских гостиных, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.
О предстоящих мероприятиях родители узнают из ярких пригласительных, вывешенных в приемной.
Форма проведения родительского собрания зависит от запросов и интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов, либо заседание в виде круглого стола, родительской гостиной. Родители являются активными участниками: отвечают на вопросы, предлагают варианты ответов на ту или иную педагогическую проблему, обыгрывают ситуации, становятся участниками разминок, пробуют играть в различные игры. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Часто показываю презентации с использованием фотографий и видеозаписей деятельности детей.
Родители принимают участия в «Мастер-классах» по изготовлению новогодних игрушек. Общение между мною и родителями получается непринужденным и доверительным. Родители могут провести время со своим ребенком на пользу, создавая творческие работы.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание фотогазет, выставок, поделок, проведение экспериментальной деятельности и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле.
Самая популярная и любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей. Привлекаю родителей к участию в театрализованных постановках. По итогам таких праздников создаются презентации, альбом группы пополняется фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные совместные с детьми поделки, рисунки, фотогазеты. Участники выставок, конкурсов награждаются грамотами на общих утренниках, собраниях.
Родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой», «Наряди елочку». Раскрывается творческий потенциал семей.
Привлекаю родителей к помощи по украшению группы, благоустройству участка группы. Они и красят, и строят, и цветы сажают.
Родители помогают пополнить предметно - развивающую среду различными атрибутами к играм, театрализованной деятельности, для проведения утренней гимнастики. Оформлен групповой альбом «Наша дружная семейка». Родители, дети с интересом рассматривают его и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными фотографиями.
Также провожу совместные прогулки, экскурсии. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей. По итогам в приемной вывешиваются фотографии, с которыми могут ознакомиться родители, не посетившие экскурсию.
Препятствовать развитию взаимоотношений между педагогами и родителями может такой фактор, как нехватка времени. В своей работе использую интернет. Он позволяет проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей необходимой информацией. Четыре принципа эффективного информирования : актуальность, конкретность, позитивность, регулярность.
Мы можем обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться опытом. Можно заниматься индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи. Включать в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического характера. Делаю рассылки, которые помогают родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в учреждении. Основной девиз: «Все, что вы узнали сами, - расскажите другим родителям!
В результате моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Постепенно начинают складываются доверительные отношения. Родители стали активными участниками всех дел детского сада, нашими помощниками. Это мотивирует педагогов не останавливаться на достигнутом, а искать новые формы сотрудничества, а именно: планирую использовать в работе проведение открытых занятий для родителей, «Семейное чтение», внедрение родительского опыта «Что умеют наши мамы», «Играем вместе», создание сайта группы.
Родители у нас – народ прекрасный.
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только сотрудничество и труд
Нам личность в будущим дадут!
Калецкая Т. В.
воспитатель МДОБУ «Д/С № 3 ЛГО»