Наталья Рыжая (Поляхова)
Нетрадиционные формы работы с родителями. Семейный клуб «Играем пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи: раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Привить навыки игрового взаимодействия.
Для родителей были оформлены: выставка книг, игр по развитию мелкой моторики рук; памятки с рекомендациями «Как играть с нетрадиционными предметами»; буклеты «Развитие мелкой моторики».
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями, Семейный клуб „Играем пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семейный клуб.
- Темочки
Ожидаемые результаты: родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Ход мероприятия:
Уважаемые друзья! Рада приветствовать вас в нашем семейном клубе «Играем пальчиками – развиваем речь». Зачастую дети не готовы справляться с трудностями. Часто звучат фразы: «Я не смогу», «У меня не получится». Поэтому наш девиз только: «Я смогу, я научусь!» Мы собрались для того, чтобы познакомиться с различными способами и приемами развития мелкой моторики у детей.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения в школе. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки, тесно связаны с речью. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.
Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает чёткое соблюдение пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Рассказывая, педагог показывает упражнение с бабочкой.
Во время проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок стоял или сидел прямо, при выдохе не поднимал плечи, не надувал щёки. Помните, что упражнения на развитие речевого дыхания быстро утомляют ребёнка, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (выполнять упражнение не более 10 секунд). Вот поэтому мы сейчас разграничим упражнения: дети подуют на бабочку, а родители выполнят упражнение «сдуй снежинку». Педагог показывает еще пособия для дыхательной гимнастики.
Для развития речи не маловажную роль играет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Покажу вам самые простые упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Язык здоровается с подбородком, с верхней губой», «Обезьянка», «Бульдог», «Хомячок», «Шарики», «Самовар», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Дуем с язычка», «Кусаем язычок», «Чистим зубы». Чтобы детям было интересней, можно придумывать истории «Путешествие язычка», включая эти упражнения в рассказ.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более четкой, громкой и эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. В стихотворной форме игра запоминается быстрее. Предлагаю вам посмотреть, а затем поиграть вместе с нами.
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже.
И про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Пальчики мы с вами размяли. Теперь поиграем в пальчиковые игры с предметами. Эти игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. На столах разложены игры – на каждого ребенка и родителя.
Игра «Волшебные домики». Дети самостоятельно наполняют колбочки фасолью. Педагог показывает родителям игры с элементами самомассажа.
При развитии мелкой моторики эффективны игры с элементами самомассажа. В них используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Эти игры можно выполнять с помощью различных предметов: это могут быть массажные мячи, карандаши, крупные бусины, зубные щетки и т. д. Давайте попробуем игру с карандашами.
Игра с прищепками «Зацепи» (прищепками добавляете предмету то, чего у него не достает). Эта игра способствует хорошему эмоциональному настрою, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.
«Макароны» (контур рисунка нужно выложить макаронами). Снижает психоэмоциональное напряжение, приучает руку к точным, целенаправленным движениям.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. В продаже есть готовые игры с предметами для развития мелкой моторики рук, но в основном стоят они недешево. Я ставила перед собой задачу показать вам игры с предметами, которые окружают ребенка в быту.
«Шнуровка». Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
«Выкладывание фигур из счетных палочек» (из палочек из-под мороженого). Не только развивают мелкую моторику, но еще способствует развитию творческой активности, мышления, концентрации внимания на одном виде деятельности.
В играх пальчики мы размяли. А теперь покажем непосредственную работу карандашом. Педагог рассказывает, как правильно сидеть во время письма, держать карандаш, для чего нужна штриховка.
Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу. Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.
Дети штрихуют, родители следят за правильностью выполнения.
Подводя итог нашей совместной деятельности, можно отметить, что упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку.
Первое: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук; эти упражнения подготавливают к овладению письмом.
Второе: такие упражнения формируют художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
Третье: доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Хотелось, чтобы все участники поделились впечатлениями, высказали свое мнение. Было ли вам интересно, нужны ли нам такие встречи? Может быть есть какие-то пожелания?