Ислямова У.С
Нетрадиционные формы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Пока мы дышим, мы можем действовать творчески и менять свой мир.
Н. Энкельманн
Виды нетрадиционных занятий:
- занятия-соревнования;
- занятия-КВН;
- театрализованные занятия;
- занятия-сюжетно-ролевые игры;
- занятия-консультации;
- занятия-взаимообучения;
- занятия-аукционы;
- занятия-сомнения (поиска истины);
- занятия-формулы;
- занятия-путешествия;
- бинарные занятия (авт. Дж. Родари);
- занятия-фантазии;
- занятия-концерты;
- занятия-диалоги;
- занятия типа «Следствие ведут знатоки»;
- занятия типа «Поле чудес»;
Публикация «Нетрадиционные формы обучения» размещена в разделах
- занятия типа «Интеллектуальное казино».
Нетрадиционные формы занятий сложно анализировать, но можно идти от дидактических принципов и требований к занятию.
Требования к занятию:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий для развития познавательной деятельности (учет интересов, наклонностей и потребностей ребенка) .
4. Установление интегративных связей (взаимосвязь видов деятельности) .
5. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
6. Мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка.
7. Логика построения занятия.
8. Эмоциональный компонент занятия.
9. Связь с жизнью и личным опытом ребенка.
10. Развитие умения самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Принципы, срабатывающие в нетрадиционных занятиях:
• постоянная обратная связь; диалогизация образовательного пространства;
• оптимизация развития (активная стимуляция развития) ; эмоциональный подъем;
• добровольное участие (свобода выбора)
• погружение в проблему;
• свободное пространство;
• гармонизация развития.
Параметры оценки занятия:
1. Педагогическая ценность занятия (воспитательная, развивающая)
2. Структура занятия (зависит от индивидуального плана воспитателя).
3. Использование различных вариантов активизации деятельности ребенка (активное участие каждого ребенка; мотивационный и эмоциональный компоненты; развитие воображения, логики мышления и фантазии; успешность деятельности каждого ребенка).
4. Педагогическое мастерство воспитателя и культура преподнесения материала (спокойный и доброжелательный тон педагога; коммуникативная культура: умение выслушать, установить контакт, понять и ориентироваться в ситуации общения; умение видеть и понимать реакции детей - эмпатия; умение заинтересовать и увлечь; передавать свое душевное и эмоциональное состояние и заряжать им - харизматизм; свободное изложение материала занятия)
5. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды (костюмы, декорации, атрибуты, выставки, призы, особенности их использования на занятии)
Приемы привлечения и удержания внимания детей.
1. Голосовая и эмоциональная модуляция (изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса)
2. Изменение темпа речи (Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи).
3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки) (Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь)
4. «Провалы памяти» («Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить)
5. Жестикуляция (Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные)
6. Риторические вопросы (Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.)
7. Контрольные вопросы (Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа)
8. Активное ассистирование (Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта)
9. Экстрараздражители (Как бы случайно, но главное -внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.)
10. «Ошибка воспитателя» (Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»)
Список может быть продолжен приёмами, найденными и отработанными педагогами на практике
Разработка нетрадиционного занятия
Встречаем Новый Год
Форма: занятие-путешествие.
Возраст детей: старший дошкольный.
Цели:
1. Развивать планетарное мышление.
2. Развивать память, внимание, логику мышления, координацию движения и чувство ритма.
3. Вызвать интерес к особенностям празднования Нового Года в разных странах мира.
Ход занятия
I. Организационный этап. Знакомство с темой.
Воспитатель читает стихотворение:
Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно:
Здравствуй, праздник – Новый год!
II. Основная часть занятия.
- И так, куда поедем? Самая близкая страна к нам на востоке страна – Япония, вот туда и отправимся.
Прикрепляем к карте мира маленькую снежинку туда, где расположена Япония.
- "Щоо Гацу" или "Син Нен" - так называют японцы Новый год.
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола и в будийском храме они бьют 108 раз. Японцы считают, что каждый человек живёт на Земле три жизни, и в каждой жизни он должен совершить 36 больших положительных поступков, об этом знают все дети. Пока бьют колокола в храме, все дети заняты рисованием, они стараются за это время нарисовать то, что хотели получить на Новый год. Давайте и мы попробуем за 108 секунд нарисовать то, что хотели бы получить в подарок.
Воспитатель ставит песочные часы, и все дети рисуют.
- После того как рисунки будут завершены, дети в Японии кладут их под пОдушку и засыпают.
А сейчас перенесемся в Иран (прикрепляет снежинку). Здесь в новогоднюю ночь на стол подаётся чеснок, проросшее зерно и сок молодых колосьев – это символ долголетия. Люди прыгают через большие костры – смелым будешь в этом году, если не испугался и смог прыгнуть. А в 12 часов ночи все зажимают серебряные монеты в руках: говорят, что это спасет от расставания с родными местами.
У нас с вами тоже есть старинная иранская монета. Как вы думаете сколько букв она может закрыть, если её положить на страницу книги?
Воспитатель назначает двух экспертов. Они определяют что монета закрыла 25 букв.
- А еще хозяин дома дарит всем членам своей семьи красивые одежды, украшенные узорами. А если бы вы вышивали одежду узорами, какой бы выбрали?
Узоры можно выложить с помощью мозаики.
- А какие еще страны вы знаете, которые начинаются на букву "И"?
(Индия, Италия, Испания.)
Воспитатель прикрепляет снежинку к Италии.
- Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Считается, что это принесет богатство в дом.
- Все итальянские детишки знают, что ночью под Новый год через трубу дома к ним прилетит добрая волшебница Бефанэ и у каждой детской кроватки оставит новогодние подарки. Ребята, посмотрите, а вот и разбитая посуда и сломанная мебель, давайте её соберем.
Можно использовать разрезанные картинки.
- Из Италии отправимся в другую замечательную страну.
Как называется эта страна?
Дети читают: "Болгария".
- Дед Мороз в Болгарии приходит к детям в вывернутой шапке, украшенной стручками перца, - это символ богатства. С последним ударом часов на новогоднем празднике гаснет свет, все целуются, желая всего доброго друг другу.
В новогоднем пироге запекают кукол, монеты, и бутоны роз, а дальше – кому и что попадется! Роза – счастливым будешь в этом году, монета - богатым, а если куколка – жди прибавления в семье. Давайте с вами сыграем в болгарскую игру "Да и нет" (у болгар "да" в жестикуляции – отрицательное покачивание головой, а "нет" наоборот).
Воспитатель задает каждому ребенку по одному вопросу:
- А мы уже отмечали Новый год?
- А мы в лесу живем?
- А Баба-Яга добрая?
Все дети отвечают по-болгарски. Из Болгарии переедем во Францию. Здесь к детям приходит Пер Ноэль. Дети его очень ждут и перед Новым Годом посылают ему письма и открытки, что бы он не забыл к ним заглянуть. Он приносит детям подарки в сапожке или башмачке – это символ устойчивости. Все дети очень любят танцевать французский танец "маленькие утята".
Звучит музыка, и дети танцуют.
- Юные путешественники, посмотрите: куда мы прибыли?
(Дети начинают читать: "Германия") Верно, в Германию (Прикрепляем снежинку). Здесь перед Новым годом на улицах можно встретить трубочиста. Великое счастье – прикоснуться к нему и испачкаться сажей, это символ счастья. Чем чумазей детишки, тем больше счастья будет в этом году.
Специально к празднику чеканят монеты, на которых изображен ребенок, сидящий на свинье. Это символ богатства и благополучия.
Посмотрите, у нас тоже появился на фланелеграфе поросенок, чего у наго не хватает? (Пятачка)
Дети с завязанными глазами подходят к фланелеграфу и пытаются прикрепить пятачок. Создается юмористическая ситуация.
- Из Германии переедем домой, в Россию. А что интересного у нас?
Дети рассказывают, что под Новый год к ним приходят Дед Мороз и Снегурочка, они приносят подарки. На стол подаются разные блюда, много салатов. В каждой семье дети с большой радостью наряжают елку. Бьют Кремлевские куранты, Президент страны поздравляют всех с Новым годом.
Наше путешествие подошло к концу. До встречи, карта мира!
III. Заключительный этап. Подведение итогов.