Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
Доклад на тему:
«Нетрадиционные формы обучения
дошкольников»
Воспитатель: Паламарчук
Александра Сергеевна
Нетрадиционные формы обучения дошкольников
Публикация «Нетрадиционные формы обучения дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.
Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.
Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.
Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :
• Игры - соревнования.
( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
• КВН.
(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .
• Театрализованные игры.
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
• Сюжетно-ролевые игры.
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .
• Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)
• Игры по взаимообучению.
(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .
• Аукционы.
(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)
• Игры-сомнения (поиск истины) .
(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)
• Игры-путешествия.
• Сказки.
• Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .
• Игры типа «Следствие ведут знатоки».
(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .
• Игры типа «Поле чудес».
(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .
• Игры викторины.
( Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Сравнение.
• Метод моделирования и конструирования.
• Метод вопросов.
• Метод повторения.
• Решение логических задач.
• Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
• Игры-драматизации.
• Сюрпризные моменты.
• Элементы творчества и новизны.
• Юмор и шутка (учебные комиксы).
Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»
Вывод:
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;
-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;
в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
-ребята с удовольствием ждут таких занятий.
Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.
Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.